Аналитика > Половину госконтрактов в регионах получают единственные участники торгов

Половину госконтрактов в регионах получают единственные участники торгов

21/09 16:41
Половину госконтрактов в регионах получают единственные участники торгов

После признания торгов несостоявшимися в них побеждает единственный поставщик. Этот сегмент рынка госзакупок эксперты ЦСР оценили в 1,8 трлн рублей. В 2016 году примерно 8,8 тысяч хозяйствующих субъектов законтрактовали более 4,4 трлн рублей. Примерно 2,98% от всех работавших в госзаказе поставщиков привлекли 80% стоимости всех контрактов.

Это характеризует рынок госзаказа как сильно централизованный с устойчивыми цепочками поставок и повсеместным доминированием узкого круга крупных, системных поставщиков. Принципиально важно то, что доминирование крупных поставщиков свойственно всем субъектам Российской Федерации. Об этом Якутия Прайм сообщили в пресс-службе ЦРС.

Для российского рынка госзакупок характерна централизованная модель исполнения контрактов. Одна из основных тенденций, наблюдаемых на рынке госзакупок – обесценивание рыночных процедур отбора и их трансформация в квазиторги. Публичное состязание подменяется серыми технологиями в борьбе за долю на рынке. Контракты, заключенные в 2016 году по итогам несостоявшихся торгов, в целом по Российской Федерации, составляют 34% от общей суммы контрактов, зарегистрированных за этот период в ЕИС. Их совокупная стоимость превысила 1,8 трлн рублей. После признания торгов несостоявшимися, в них побеждает единственный участник, что играет решающую роль в монополизации госзаказа.

Что касается субъектов Российской Федерации, то большинство регионов демонстрирует высокую распространенность практики несостоявшихся торгов. При учете всех заказчиков, работавших на территории, в 26 субъектах Российской Федерации стоимость контрактов по итогам несостоявшихся торгов превышает 50% от общей стоимости контрактов. А при учете контрактов только региональных и муниципальных заказчиков рубеж в 50% оказывается превышенным уже у 31 субъекта Российской Федерации. Кроме того, нужно отметить неравномерное распределение по субъектам Российской Федерации показателей единственного поставщика. На территории примерно половины субъектов закупки у единственного поставщика проходят в фоновом режиме и формируют диапазон от 5,64% в Калининградской области до 20% — в Курганской.

Причем если учитывать только региональных и муниципальных заказчиков, показатели дополнительно снижаются. Для Калининградской области — до 3,2% и далее: Псковская область — 4,95%, Республика Ингушетия — 5,33%, Республика Мордовия — 6,77%, Сахалинская область — 6,98%. Однако на территории другой группы субъектов Российской Федерации прямые закупки стали чуть ли не одним из главных способов обеспечения государственных и муниципальных нужд. По тому же массиву данных: Белгородская область — 55,87%, Приморский край — 51,86%, Кабардино-Балкарская Республика — 46,15%, Амурская область — 43,94%.

Наибольшая доля таких контрактов наблюдается в Крымском федеральном округе – 36% заключенных там госконтрактов имеют единственного поставщика. В Центральном и Дальневосточном округах тоже почти треть госконтрактов (29% и 28%, соответственно) заключено с единственным поставщиком. За ними следуют Сибирский и Уральский федеральные округа – 23% и 22%.

Наименьшее число госконтрактов с единственным поставщиком отслеживается в Южном, Северокавказском, Приволжском и Северо-Западном – 19%, 18%, 17%, и 17% соответственно.

Фото: из откртытых источников.

Число просмотров: 1023