Аналитика > Всему голова: урожай зерна в 2018 году оказался не таким обильным, как в прошлом году

Всему голова: урожай зерна в 2018 году оказался не таким обильным, как в прошлом году

13/12 00:14
Всему голова: урожай зерна в 2018 году оказался не таким обильным, как в прошлом году

Урожай зерна в 2018 году оказался не таким обильным, как в прошлом году. На этом фоне растут опасения резкого роста цен на хлебобулочные изделия. Хватит ли России зерна и стоит ли ожидать существенного подорожания хлеба?

Цены под контролем. Минсельхоз сообщило, что по состоянию на 6 ноября 2018 года в России обработано около 98% уборной площади и собрано 114,2 млн тонн зерна и зернобобовых культур. Это примерно на 20 млн тонн меньше, чем в 2017 году. Сокращение урожая вызвало опасения, что вырастут цены на хлеб — один из основных продуктов питания. Однако рост вряд ли будет ощутимым. Во-первых, несмотря на снижение, урожай 2018 года все равно значителен и превышает средние российские сборы. Это в 2017 году был нетипичный урожай объемом 135,4 млн тонн, который превысил даже рекордные 127 млн тонн, собранные в далеком 1978 году. Сборы зерна в 2018 году позволят полностью обеспечить потребности внутреннего российского рынка и осуществить поставки на экспорт. Самообеспеченность России зерном остается высокой и соответствует целевым показателям продовольственной безопасности, установленным соответствующей Доктриной.

Во-вторых, цена на зерно и, соответственно, на муку является лишь одним из многих — и далеко не самым главным — факторов формирования розничной цены на хлеб. Потребительская цена зависит и от расходов на прочие ингредиенты (яйца, дрожжи и др.), заработной платы работников производства, аренды, транспортировки, торговой наценки и т.д. Розничная наценка составляет примерно треть потребительской цены, поэтому цены на хлеб больше зависят от политики торговых сетей, чем от стоимости зерна. Эта зависимость особенно сильна у товаров под собственными торговыми марками, которые сейчас активно развивают ритейлеры. В-третьих, резкого роста розничных цен на хлеб постараются не допустить торговые сети. Ритейлеры устанавливают торговую наценку, имеют возможность влиять на производителей и обеспечивать выгодные для себя условия — производителю сложнее попасть в торговую сеть, чем сети найти поставщика. С учетом сократившихся в последние годы реальных денежных доходов населения и, соответственно, снижения платежеспособного спроса, ритейлеры не заинтересованы в повышении потребительских цен и как минимум имеют возможность его существенно замедлить.

Умеренный рост. Фактические данные Росстата показывают, что в последние годы рост розничных цен на хлеб замедляется. Например, на рис. представлено изменение средних потребительских цен на хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта (данные по России в целом).

Так, темп роста средних потребительских цен на хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта в сентябре 2015 года относительно сентября предыдущего года составил 111,5%; в 2016 году — 105,2%; в 2017-м — 102,7%; в 2018-м — 103,4%.

Аналогичный темп роста средних потребительских цен на хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов в 2015 году равнялся 112,1%; в 2016-м — 105,0%; в 2017-м — 104,1%; в 2018-м — 104%.

Еще более ярко тенденция замедления роста потребительских цен проявилась у сдобных штучных булочных изделий из муки высшего сорта. В 2015 году соответствующий темп роста составлял 115,7%; в 2016-м — 105,7%; в 2017-м — 103,9%; в 2018-м — 101,7%. В апреле 2018 года прирост цен на булочные изделия составил всего 0,1% относительно апреля 2017 года.

Подведем итог. Ситуация с потребительскими ценами на хлеб на данный момент стабильная. Рост цен есть, но его можно считать нормальным. Увеличение цен происходит из-за различных факторов, среди которых изменение курсов валют и др. Эти факторы касаются всех потребительских товаров, а не только хлеба. К указанным факторам добавляется сокращение урожая зерна, которое, однако, само по себе к масштабному увеличению розничных цен на хлеб не приведет.

Елена Майорова, доцент кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова

Число просмотров: 1191