Аналитика > Россияне – о ценах на бензин и мерах правительства по их регулированию

Россияне – о ценах на бензин и мерах правительства по их регулированию

05/07 02:54
Россияне – о ценах на бензин и мерах правительства по их регулированию

Исследовательский холдинг «Ромир» по заказу Центра исследований проблем реальной экономики при РЭУ им. Г.В. Плеханова (ЦИПРЭ) накануне завершения действия соглашения о стабилизации цен на топливо между правительством и нефтяными компаниями провели опрос среди российских автолюбителей. Целью исследования было выяснить мнение россиян о ситуации с ценами на топливном рынке и оценить восприятие респондентами топливной политики, проводимой правительством.

Об этом YakutiaPrime сообщили в Центре исследований проблем реальной экономики.

Согласно результатам исследования, большинство опрошенных поддерживают принимаемые меры госрегулирования процессов ценообразования на топливо. Так, почти половина респондентов (47%) считает вмешательство властей полностью правомерным, ссылаясь на подобную практику в некоторых странах. При этом 45% россиян называют контроль со стороны правительства за ситуацией с ценами на бензин в той или иной степени правомерным, но выступают за выработку правовых механизмов, контролирующих внутренние цены на топливо без ручного регулирования. И только 8% участников опроса характеризуют госконтроль как не правомерный, так как это противоречит принципам свободного движения товаров и формирования цен.

Согласно результатам исследования, почти две трети респондентов считают, что на данный момент цены на бензин находятся под контролем. Однако 19% полагают, что ситуация требует постоянного внимания со стороны властей.

Эксперты выяснили, что 44% опрошенных считают, что существующие меры контроля за ценами становятся малоэффективными, что может в дальнейшем вызвать рост цен, а треть респондентов находят существующие меры контроля за ценами не эффективными. И только 4% россиян ответили, что, по их мнению, ситуация с ценами на топливном рынке находится под контролем, оснований для беспокойства нет.

По мнению заместителя директора Центра исследований проблем реальной экономики при РЭУ им. Г.В. Плеханова Дробышевского, рост цен на топливо пока особенно не сказывается на автовладельцах, так как большинство опрошенных (94%) в случае нового роста цен не изменят своей модели пользования автомобилем, либо сократят частоту поездок, пересядут на более экономичный автомобиль или вообще откажутся от его эксплуатации.

Он считает, что в ближайшей перспективе ситуация не изменится, так как среди опрошенных каждая четвертая семья имеет два и более автомобилей.

Авторы исследования отмечают, что, девять из десяти опрошенных автовладельцев (93%) в той или иной степени видят возможный риск в дальнейшем повышении цен на топливо.

При этом противоположного мнения придерживаются 7% респондентов. Доцент кафедры экономической теории РЭУ им Г.В. Плеханова Олег Чередниченко на пресс-конференции в ММПЦ МИА «Россия сегодня» заявил, что паника вокруг роста цен на топливо в РФ необоснованна, так как рост в настоящее время далек от уровня инфляции.

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщил, что рост цен на бензин за первое полугодие 2019 года составил 2,3%, а на дизельное топливо — 0,5%, что значительно ниже уровня инфляции. По данным Росстата, недельная инфляция в РФ с 25 июня по 1 июля ускорилась до 0,2%, при этом цены на автомобильный бензин выросли на 0,1%, а на дизельное топливо – практически не изменились. Чередниченко пояснил, что отчетной датой, после которой прогнозировался резкий рост, было 1 июля. Какого-то серьезного роста на розничном рынке применительно к потребителям на эту дату не зафиксировано, подчеркнул он.

«Более того, этого роста в принципе нет, и этот рост не догоняет таргет по инфляции. Он пока сильно отстает от этого таргета», — сказал он.

При этом эксперт отметил, что некоторые изменения динамики цен с учетом высокого спроса в летне-осенний период не исключены.

«Но, опять-таки, эта корректировка, которая может случиться, она ограничивается лишь тем таргетом, который мы имеем по инфляции сегодня», — сказал Чередниченко.

Заместитель директора Центра исследований проблем реальной экономики (ЦИПРЭ) при РЭУ им. Г.В. Плеханова Владимир Дробышевский отметил, что российские автовладельцы в основном используют автомобили с бензиновыми двигателями, поэтому их больше беспокоят цены на бензин, а не на дизельное топливо или ГМТ.

Несмотря на государственные и корпоративные усилия по продвижению газомоторного топлива, частный автопарк по-прежнему остается преимущественно бензиновым, пояснил эксперт. Подавляющее большинство из них (85%) заправляют свой автомобиль не реже, чем раз в неделю. Расходы на бензин за одну заправку у более половины респондентов (52%) составляют от 500 до 1 тыс. рублей, у 27% опрошенных – от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей. На бензин приходится 94% всего приобретаемого российскими автовладельцами топлива на АЗС.

Газом заправляются всего 2% опрошенных. Остальные (4%) эксплуатируют автотранспортные средства на дизельном топливе.

Эксперт пояснил, что более половины опрошенных автовладельцев заправляются в среднем от 10 до 40 литров за раз на сумму 500-1500 рублей, что в целом отражает модель обычного разумного потребительского поведения (с учетом средних объемов топливных баков большинства легковых авто) в отсутствие ажиотажного спроса.

«Сейчас автовладельцы не закупаются бензином впрок и не хранят его в бочках и канистрах в гаражах, как это было в реальные кризисы. Кризиса явно нет, и свои личные автомобили владельцы заправляют по мере необходимости — в зависимости от интенсивности поездок. Отсутствие ажиотажа даже в пиковый сезон – явный признак стабильности», — сказал Дробышевский.

Эксперт прокомментировал результаты опроса, в которых около 90% опрошенных считают, что в настоящий момент есть риск роста цен на топливо из-за корыстной политики ВИНК (около 40% опрошенных склонны возлагать на них ответственность за рост цен), тарифной и налоговой политики власти (так считают до четверти опрошенных), действий независимых трейдеров и сетей АЗС (22%). Дробышевский указал, что лишь 13% россиян готовы объяснить рост цен конъюнктурой мирового нефтяного рынка.

Таким образом, большинство опрошенных воспринимают рост цен как проблему сугубо внутрироссийского происхождения, отметил он. В исследовании приняли участие 1300 автовладельцев от 18 лет, проживающие во всех регионах России. Презентация исследования состоялась сегодня в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».

В обсуждении исследования приняли участие директор количественных исследований холдинга «Ромир» Анна Советова, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко – ведущий эксперт ЦИПРЭ при РЭУ им. Г.В. Плеханова, президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков и заместитель директора ЦИПРЭ Владимир Дробышевский.

Фото: из открытых источников.

Число просмотров: 1135