Аналитика > Почему в пандемию растет спрос на премиум-товары

Почему в пандемию растет спрос на премиум-товары

28/04 02:56
Почему в пандемию растет спрос на премиум-товары

С начала года в России на 4,5% выросли продажи премиум-автомобилей. На 73% чаще россияне стали покупать Cadillac. Охотно берут Porsche, Lexus, Mercedes-Benz… А вот продажи авто в массовом сегменте упали. Подобная ситуация наблюдается не только на авторынке. По данным маркетплейса Wildberries, в III квартале 2020 года россияне приобрели вдвое больше премиум-товаров, чем в этот период годом ранее. Почему в пандемию растет спрос на премиум-товары? Попробуем разобраться в причинах.

Причина первая. Опущены межстрановые «жалюзи», и подавляющее большинство граждан России лишилось возможности посещать США и страны Европы (прежде всего Италию, Францию), где многие традиционно покупали модные товары. Так, только в Германию турпоток из России в сентябре прошлого года, по данным Turazbuka News, упал на 90%. И дальше он снижался на фоне повторного локдауна, отсутствия авиа- и железнодорожного сообщения.

Еще сложнее попасть в Италию и Францию, где действуют жесткие меры ограничений, например комендантский час. А те, кто может себе позволить чартерный рейс, не хотят лететь за границу, так как существует риск заразиться. Тем временем на смену зарубежным пришли отечественные бутики — целая индустрия в лице компаний Mercury, Bosco и других. Московский ЦУМ или петербургский ДЛТ, которые раньше ориентировались на китайских туристов, сегодня, ввиду отсутствия последних, нацелены на российских туристов. В их магазинах малолюдно и комфортно, да и ехать далеко не надо.

Громадный шаг в развитии сделали отечественные маркетплейсы Wildberries и Ozon, а также трансграничная онлайн-торговля. Некоторые зарубежные торговцы luxury-товаров вкладываются в онлайн-каналы, так как не рискуют развивать и содержать собственную офлайн-инфраструктуру в силу непредсказуемости будущего.

Свою лепту в рост онлайн-продаж luxury-товаров, безусловно, внесла остановка работы офлайн-ритейла во II квартале 2020 года и осторожность ритейлеров при заказе новых коллекций в пиковые периоды пандемии. В итоге закупленный ими ассортимент не всегда соответствует спросу, и покупатель вынужден обращаться к онлайн-каналам продаж.

Причина вторая. В условиях экономических и иных кризисов расслоение общества в части доходов резко усиливается. По данным UBS и PwC, богатство российских миллиардеров выросло за период пандемии на 20%. И если в 2020 году, по оценке Forbes, российских миллиардеров было 98, то теперь их уже 117. Forbes также оценил, что общее состояние богатейших россиян за год выросло на 199 млрд долл., до 584 млрд долл. А есть еще большая прослойка миллионеров и топ-менеджеров.

Причина третья. Очередное снижение курса рубля, а значит, удорожание импорта, также сказывается на росте оборота. Нельзя не отметить падение депозитных ставок, ужесточение валютного контроля. В таких условиях люди вкладывают больше денег в дорогие товары.

К этому надо добавить санкции крупнейших экономик мира по отношению к российским физическим лицам, снятие банковской тайны Швейцарией, снижение привлекательности офшоров, проведение за рубежом ряда расследований по происхождению денежных накоплений россиян. В таких условиях некоторые состоятельные сограждане стали невыездными, с ограниченными возможностями размещения денежных средств.

И, наконец, не забываем про ограничение чиновников в выезде за рубеж. Так что клиентов у luxury-сегмента стало больше.

Причина четвертая и банальная. За счет низкой базы при расчетах темпов роста продаж luxury-товаров получаются высокие показатели. Так, упомянутый Wildberries никогда не был площадкой по продаже товаров данного сегмента. Соответственно, даже небольшие по объему продажи обеспечат высокий темп роста. По мере дальнейшего увеличения спроса темпы роста будут снижаться. То же относится к продаже автомобилей марок Cadillac и Porsche. Стоит перейти к автомобилям более распространенной, но тоже недешевой марки Lexus, как темпы роста становятся более привычными для восприятия, при этом вполне отражают описанные выше факторы.

Вячеслав Чеглов, профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова

Число просмотров: 17207