Аналитика > Владение родным языком в Якутии

Владение родным языком в Якутии

29/04 09:51
Владение родным языком в Якутии

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 12 декабря 2012 года Владимир Путин отметил, что необходимо опереться на богатство российской культуры. Россия принадлежала и принадлежит к тем странам, которые не только формируют свою собственную культурную повестку, но и оказывают влияние на всю мировую цивилизацию. Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на решение актуальных общественных задач. Мы обязаны четко знать и отвечать на запросы современного общества и особенно молодежи, укреплять традиции народов России, отметил Владимир Путин в своем Послании.

В общем массиве традиций народов России языковая традиция играет наиболее важную роль.

Президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов не раз отмечал об особой актуальности вопросов, касающихся языковой политики. Так в своем докладе, посвященном дню родного языка и письменности в Республике Саха (Якутия) 13 февраля 2012 г. Егор Борисов отметил, что мы пока не реализовали всех возможностей, в том числе оговоренных в законе «О языках в Республике Саха (Якутия)», которые могли бы заметно повысить роль родных языков, интерес и мотивацию к их изучению.

Это, конечно же, относится и к якутскому языку. Не секрет, что в результате процессов ассимиляции многие представители народа саха, особенно молодое поколение, проживающее в городах, не знает своего языка. Если мы не будем ничего предпринимать, то через какое-то время в условиях необратимых процессов глобализации эта опасная тенденция может перерасти в реальную угрозу этнической самоидентификации народа саха, ибо мы существуем, как нация, только пока помним и храним родной язык отметил Егор Борисов в своем докладе.

Егор Борисов также отметил, что сегодня в городах республики, в частности в городе Якутске, существует проблема недостаточного обеспечения доступности обучения на языке саха. Потребность населения в национальных якутских школах и детских садах превышает их количество. Поэтому первое, что необходимо делать – развивать сеть сахаязычных общеобразовательных учреждений, где языком обучения и воспитания должен являться родной язык, продолжать плановую работу по увеличению количества классов и групп с якутским и русско-якутским языком воспитания и обучения в русскоязычных школах и детских садах. При этом в образовательных учреждениях на основе лучших достижений педагогики, лингвистики, психолингвистики следует внедрять различные современные модели обучения якутскому языку и как родному языку, и как языку общения для всех желающих его освоить.

В своем послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 23.01.2013 г. Егор Борисов отметил, чтобы подрастающее поколение не оказалось потерянным, ему очень нужна определенная морально-нравственная опора. Здесь нам стоит вместе подумать о формировании социально-педагогических основ масштабного детского движения в республике, расширения условий для детских инициатив и, таким образом, установления еще более глубокой системы воспитания и подготовки кадров.

Возрождение духовности, культурных традиций, народного искусства, всего того, что дает основу толерантности общества, единения и дружбы народов – еще один социальный аспект, определяющий уровень конкурентоспособности республики.

Несмотря на меры, принимаемы Правительством Республики Саха (Якутия) по развитию якутского языка (языка саха), в настоящее время, вызывает серьезную обеспокоенность недостаточное использование в республике якутского языка.

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения в Республике Саха (Якутия) составила 949 280 человек.

Якутским языком из общей численности населения Республики Саха (Якутия) владели 446 704 человек, что составило 47,05% от общей численности населения Республики Саха (Якутия).

Численность населения Республики Саха (Якутия) по итогам Всероссийской переписи 2010 года составила 958528 человек.

Якутским языком из общей численности населения Республики Саха (Якутия) владели 446 887 человек, что составило 46,6 % от общей численности населения Республики Саха (Якутия).

Таким образом, численность населения Республики Саха (Якутия), владеющая якутским языком сократилась за 8 лет, в процентном отношении, на 0,45 %.

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в Республике Саха (Якутия), относящих себя к национальности якут (саха) и владеющих якутским языком составило 413602 человек.

По итогам Всероссийской переписи 2010 года в Республике Саха (Якутия), относящих себя к национальности якут (саха) и владеющих якутским языком составило 401240 человек.

Таким образом, с 2002 г. по 2010 г. на 3 % сократилось количество людей, проживающих в Республике Саха (Якутия), и относящих себя к национальности якут (саха), владеющих якутским языком.

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в Республике Саха (Якутия), относящих себя к национальности якут (саха), проживало 432290 человек.

По итогам Всероссийской переписи 2010 года в Республике Саха (Якутия), относящих себя к национальности якут (саха) проживало 466492 человек.

Таким образом, численность населения, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), относящих себя к национальности якут (саха) с 2002 г. по 2010 г. увеличилась на 8 %.

Исходя из анализа вышеприведенных статистических данных, отраженных в Всероссийских переписях 2002 и 2010 г.г., суммировав данные о снижении численности населения, проживающего на территории Республики Саха (Якутия), относящих себя к национальности якут (саха) и владеющих якутским языком (3 %) и увеличения численности такого населения и не владеющего якутским языком (8 %) следует, что за 8 лет произошло уменьшение численности населения Республики Саха (Якутия), относящих себя к национальности якут (саха) и владеющих якутским языком на 11 %.

По мнению Президента Якутии, мы должны полнее использовать и традиционные средства развития языка, а таковые еще далеко не исчерпаны. Мощнейшим инструментом становления и развития личности было и остается чтение. В настоящее время даже в семейном кругу отсутствует национальная языковая среда, потому что родители не приобщают детей к родному языку и культуре своей национальности. Важными причинами низкого показателя знаний родного языка являются нехватка учебно-методических материалов, художественной литературы на якутском языке, нехватка детских книг на якутском языке, особенно, для детей дошкольного возраста. Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития. Народ давно подметил важность владения, искусством чтения, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. В словаре В.И. Даля дается следующее толкование этого слова: «Чтенье – читание: то, что читаешь… Читать, читывать – честее, честь, разбирать письмо, грамоту, писанное или печатное буквами…». Проблема чтения в современном обществе одна из наиболее важных, от ее решения зависит дальнейшее развитие и облик человечества в будущем. И общество ставит задачу перед образовательными учреждениями научить ребенка читать. В ее решении принимают участие семья, библиотека, детский сад, средства массовой информации, школа.

Число просмотров: 12394