Дальний Восток > Дороги тыла: федеральная трасса М-56 «Лена» и подвиги алданских героев

Дороги тыла: федеральная трасса М-56 «Лена» и подвиги алданских героев

22/04 15:49
Дороги тыла: федеральная трасса М-56 «Лена» и подвиги алданских героев

История автомобильной дороги федерального значения Невер — Якутск М-56 «Лена» неразрывно связана с началом освоения и разработки месторождений золота в Амурской области.

До 1949 г. автодорога являлась объектом Министерства цветной металлургии СССР, ее содержанием занималось управление «АЯМтранс». К началу событий Великой Отечественной войны в 1940 году сквозной проезд на автомобилях был обеспечен до поселка Томмот, далее до Якутска дорога функционировала в режиме автозимника.

В годы войны протяженность трассы «Лена» составляла всего 700 километров грунтового покрытия, которые пролегали по территории Алданского района Республики Саха (Якутия). Это была одна из дорог тыла: к счастью, вражеские войска не дошли до территорий Алдана – советские воины отразили атаку за много тысяч километров от района.

Тем не менее, в первые же дни войны большая часть местных жителей выразила желание и готовность отправиться на фронт, чтобы защищать Родину. С начала Великой Отечественной войны 150 водителей «АЯМтранса» были мобилизованы вместе со своими автомобилями. Оставшиеся работники автобазы встали на военную трудовую вахту. Стране были нужны водители: работая ударными темпами, они своевременно доставляли добытое золото, оборудование, продовольствие.

В тяжелом 1943 году автомобилисты внедрили много рационализаторских предложений. Машины, работавшие ранее на бензине, из-за нехватки горючего, были переведены на «древесную чурочку». Газогенераторные установки для них изготавливались на месте. В этот период в районный военный комиссариат поступали многочисленные заявления от трудящихся с просьбой отправить их добровольцами на фронт. В первый год войны, с 1941 по 1942 гг., Алданским объединенным военкоматом было мобилизовано 9217 человек, а за весь период — 11740 человек.

В последствие имена всех героев были занесены в республиканскую мемориальную книгу «Память», 2 тома которой были изданы в Алданском улусе. Во славу погибших на полях сражений в г. Алдане установлен обелиск. После Великой Отечественной войны быстрыми темпами шло восстановление дорожно-транспортного хозяйства. В 1948 году на предприятии «АЯМтранса» уже работало 1695 человек. На смену старым грузовикам пришли МАЗы, КРАЗы. Учитывая исключительную государственную важность Амуро-Якутской магистрали, Совет Министров СССР в апреле 1949 года передал дорогу в ведение Главного управления шоссейных дорог МВД СССР.

Сегодня трасса «Лена» — основная транспортная артерия Республики Саха (Якутия), связывающая прилегающие южные и центральные районы региона с Транссибирской железной магистралью и Байкало-Амурской магистралью. Она пропускает основной поток народно-хозяйственных грузов для центральных, восточных и заречных районов республики, а также грузов федерального и территориального назначения, поступающие в республику по программе Северного завоза. Кроме этого, автомобильная дорога обслуживает транспортные связи Тындинского района Амурской области с административными образованиями Республики Саха (Якутия). Существующая дорога проходит в сложных условиях сильно пересеченной и горной местности, сообщает Якутия Прайм со ссылкой на Росавтодор.

Справка: Зимник — автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Зимник может также проходить непосредственно по замерзшему льду рек и озер.

Число просмотров: 6385