Экономика > ПФЭМ: Дмитрий Козак рассказал о господдержке в промышленном секторе

ПФЭМ: Дмитрий Козак рассказал о господдержке в промышленном секторе

07/06 23:34
ПФЭМ: Дмитрий Козак рассказал о господдержке в промышленном секторе

Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак в рамках интервью на полях Петербургского экономического форума рассказал о новых соглашениях, подписанных в сфере ТЭК с китайской стороной, об усовершенствованной модели привлечения инвестиций СПИК 2.0, о новой системе господдержки сельхозпроизводителей, а также ответил на вопрос, когда возобновятся поставки топлива по нефтепроводу «Дружба». Об этом Якутия Прайм сообщили в Центре исследований проблем реальной экономики.

В Москве прошла встреча президента РФ Владимира Путина с китайским лидером Си Дзиньпинем. В их беседе речь шла, в том числе о взаимодействии в сфере ТЭК. Какие договоренности были достигнуты?

Было подписано более 10 самых разных соглашений. Прежде всего, на встрече были подведены итоги нашего сотрудничества в топливо-энергетической сфере по всем направлениям, по всем сферам сотрудничества. Это поставки нефти, поставки угля, электроэнергии. Мы достигли беспрецедентных уровней взаимных поставок. Россия стала ключевым поставщиком углеводородов и электроэнергии на территорию Китая. Те соглашения, которые были подписаны, предусматривают дополнительные совместные проекты, в том числе и локализацию новейших технологий на территории России, участие китайских партнеров, в том числе финансовое, в реализации проектов по добыче нефти и газа, по производству сжиженного природного газа, по переработке газа и нефти на территории России. Это чрезвычайно важно для качества развития нашей экономики. Мы говорим о том, что максимальная добавленная стоимость должна создаваться на нашей территории, потому что это наши рабочие места, доходы наших граждан, и мы будем это всячески стимулировать.

Нефтепровод «Дружба» какой у нас сегодня статус восстановления его работы и компенсация доказанного ущерба?

Конечно, неприятная история, но не фатальная. Все с пониманием относятся, знают, что технические проблемы могут возникнуть где угодно. Сейчас с причинами разбираются, прежде всего, правоохранительные органы. Очевидно, что это была минимум преступная халатность со стороны тех лиц, которые закачали грязную нефть в трубу и со стороны тех лиц, которые не проконтролировали качество этой нефти. Масштаб бедствия понятен. Мы договорились с нашими зарубежными партнерами, прежде всего с Белорусской стороной, потому что основной объем загрязненной нефти оказался на территории Белоруссии. Мы, прежде всего, решаем техническую проблему. Удаляем некондиционную нефть из нефтепровода. Вопросы компенсации ущерба, убытков, понесенных расходов, откладываем на потом. Сейчас создана рабочая группа, которая занимается этим вопросом. Мы не торопим никого. Я должен выразить благодарность всем нашим партнерам, потому что, как только мы начнем спорить о деньгах, мы отвлечемся от проблемы текущей, которую нужно решать срочно. От этого страдает не только Российская Федерация, страдают переработчики и потребители российской нефти в Белоруссии, Германии, Польше, Словакии и Венгрии и так далее. Мы договорились, что решаем, прежде всего, эту проблему, утвердили соответствующую дорожную карту, все идет по плану. К 9 июня мы должны полностью освободить от загрязненной нефти трубопровод до границы с Польшей. Сейчас по Южному маршруту в Венгрию и Словакию уже поступает чистая нефть. Скоро качественная нефть пойдет по западному маршруту. После 10 числа труба будет свободна и можно будет качественную нефть поставлять и на западное направление.

Что касается северного направления — на белорусский трубопровод «Нафтан» идет плановая закачка в резервуары, чтобы приостановить с 22 августа прокачку нефти по трубе. Завод «Нафтан» будет работать на тех запасах, которые будут заведены, а мы через трубу будем удалять некондиционную нефть из этого трубопровода. Таким образом, техническая сторона вопроса решаема и решается. Всем кто принял в этом деятельное участие — огромная благодарность.

Каков размер ущерба?

Размер ущерба не определен окончательно и мы не торопимся его определять. Первоначально навскидку назывались цифры, которые ничего общего с реальностью не имеют. Не хочу их называть, чтобы никого не провоцировать. Договорились разумно по-честному все посчитать, весь реальный ущерб, который был причинен приостановкой потребления нефти. Конечно, он будет возмещен компанией «Транснефть» и здесь споров и дискуссий никаких нет.

Не все автопроизводители, производители сельхозтехники согласны с новой системой господдержки. Сейчас идет дискуссия о последствиях для сельхозрынка отмены действующей модели распределения госсредств. Есть ли какое-то финальное решение в этой сфере?

Идет абсолютно неверная интерпретация этой ситуации со стороны заинтересованных лиц. Понятно, что бизнес хочет получать деньги, получать как можно больше. Сегодня интерпретируют, что мы, правительство, планируем отменить поддержку сельхозпроизводителей и производителей сельхозтехники. Этого не планируется. «Программу 1432», как они ее называют, никто не собирается менять. Речь идет об увеличении поддержки производителей сельхозтехники, увеличении поддержки потребителей российской сельхозтехники, увеличении объемов и повышении эффективности. Будут поддержаны все российские производители сельскохозяйственной техники, те, кто готов максимально локализовать на территории РФ производство этой техники, те, кто, готов увеличивать ее доступность. Те, кто сегодня дискутирует с этой историей, дискутирует с этими решениями по совершенствованию механизма их же поддержки. Понимаю, почему они дискутируют, потому что до сих пор мы финансировали в значительной степени прибыль не сельхозпроизводителей, а прибыль поставщиков и получателей субсидий, которая растет в 5 раз, а объем поставки техники в физическом выражении в 1,3 раза. Мы намерены продумать механизм, мы их все равно будем поддерживать в большем объеме. Но эффективность этой поддержки будет в расчете на 1 рубль бюджетных денег. Это средства наших с вами граждан, налогоплательщиков будут в 4 раза больше, чем действующий механизм. Нужно будет продавать подешевле и покачественнее. У потребителя, прежде всего, будет больше выбора. При этом, чтобы не мы, чиновники выбирали кому давать субсидию, кому не давать.

Что можно сказать об усовершенствованной модели привлечения инвестиций СПИК 2.0? В каких отраслях она зарекомендовала себя наиболее эффективно и не требуется ли ее совершенствование?

Действующая модель СПИК пользуется очень большой популярностью. Сегодня большая конкуренция, чтобы заключить специальный инвестиционный контракт, который позволяет получить значительные налоговые преференции, стабилизацию условий ведения бизнеса на длительный период. Заявок на СПИК в пять раз больше, чем государство может предоставить. Исторически так сложилось. С частью бизнеса мы заключили контракты, поскольку речь шла о заключении таких СПИК на основании эффективности соответствующего бизнеса без формализованных критериев и правил. Поэтому часть бизнеса сейчас имеет такие льготы, а часть бизнеса, которые производят такую же продукцию, не имеют таких преференций. Поэтому до принятия нового закона мы приняли решение выровнять ситуацию в ряде отраслей предоставить одинаковые условия для всех по максимуму. К примеру, всем автопроизводителям предоставили единые условия под обязательства локализации производств соответствующей продукции. Что касается усовершенствования, то мы вводим конкурсное начало для заключения СПИК 2.0 только под обязательство внедрения новейших технологий, которые отсутствуют на территории России, либо через лицензионные соглашения или научно-исследовательские работы внедрить на территории РФ до серийного производства новые технологии. Перечень этих технологий сейчас разрабатывается, и будет утверждаться правительством и на конкурсной основе с теми инвесторами, которые эффективнее и быстрее готовы выполнить такие обязательства будем заключать СПИК. Одновременно к заключению СПИК привлекаются регионы и муниципалитеты, от которых в определяющей степени зависит успех того или иного проекта – это и предоставление преференций, и создание условий по инфраструктурному обустройству и прочего.

Я уверен, что обновленный СПИК 2.0 будет иметь большой спрос и соответствующий эффект. Мы этот институт и инструмент очень широко рассматривали с бизнесом. Все ждут скорейшего его принятия. Совсем недавно законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Есть надежда, что до окончания весенней сессии законопроект будет принят. А мы к этому времени примем соответствующие правительственные акты, для того, чтобы этот институт заработал до конца года.

Отечественному автопрому, в частности ГАЗу, обещают многомиллиардную поддержку в виде закупок для социальных нужд. Может расширить спектр компаний?

Мы никому в ручном режиме в индивидуальном порядке меры государственной поддержки и средства налогоплательщика не предоставляем. Даже ГАЗ, который находится в трудном положении из-за нахождения в санкционном списке, и понятно, что он испытывает дополнительные трудности, тем не менее, государственная закупка его продукции для государственных и муниципальных нужд будет осуществляться на конкурсной основе. Максимум, что может быть, это преференции ровно в той степени на сколько нахождение в санкционном списке затрудняет деятельность предприятия. Но не больше. При этом все производители в России в праве претендовать на такие же преференции.

Когда мы поймем порядок цифр?

Мы не выделяем денежные средства на поддержку бизнеса через госзакупки. Мы выделяем деньги на удовлетворение государственных и муниципальных нужд. Если есть потребность в соответствующей продукции, то мы будем выделять деньги для муниципальных нужд, а правила закупки должны быть конкурентными и обеспечивать одинаковые условия для всех производителей.

Экспорт не самоцель, а маркер проверки конкурентоспособности российских товаров на международном рынке. Государство выделяет до 2024 года на поддержку высокотехнологичного экспорта 422 млрд рублей. Какие сегменты промышленности в приоритете? На что ставка?

В приоритете высокотехнологическая продукция, несырьевой экспорт, та продукция, которая может конкурировать с зарубежными аналогами по качеству, надежности и цене. И мы выделяем эти беспрецедентные ресурсы на поддержку российской промышленности в виде субсидированной ставки по торговым или инвестиционным кредитам для организаций и производств конкретной конкурентоспособной продукции. И только в той степени, которая необходима для того, чтобы выровнять финансово-экономические условия деятельности наших промышленных предприятий с их зарубежными конкурентами. Во всем остальном они должны конкурировать на равных.

Есть такие производители в России сейчас?

Сегодня экспорт российской продукции большой, но недостаточно. Есть много видов продукции, которая не пользуется спросом на рынке и на модернизацию таких предприятий, на внедрение современных технологий и на повышение качества, и снижение цены мы будем помогать им получить кредитные ресурсы, которые нужно будет возвращать. В нацпроекте Международная кооперация и экспорт есть три подпроекта: промышленный, сельскохозяйственный и экспорт услуг. Делается это не для праздного интереса, чтобы доказать самим себе, что мы лучше, чем другие. Повышение конкурентоспособности продукции это – создание новых высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест, повышение платежей в бюджет, повышение эффективности нашей промышленности и экономики в целом. Бизнес, чтобы участвовать в этом проекте должен доказать, что их продукция востребована не только в России и для госзакупок, а для потребителей во всем мире.

Мы сейчас видим торговые войны между США и Китаем. Все средства здесь хороши. Насколько нас беспокоит этот фактор и какой ущерб наносится экономике?

Вне всякого сомнения, нас беспокоит недобросовестная конкуренция – через таможенно-тарифную политику, через различного рода субсидии. Конечно, беспокоит искусственное нарушение принципа добросовестной конкуренции. Мы знаем много фактов, когда такого рода решения принимаются в других государствах. Мы следим, мы изучаем, какие решения принимают другие государства в отношении производителей такой же продукции, которая производится в Российской Федерации и претендует на выход на мировой рынок – для того чтобы выравнивать условия. Мы ничего с этим сделать не можем. Конечно, это святая обязанность Всемирной Торговой Организации, которая принимает усилия для того, чтобы этого не было, но эффективно этот институт пока не работает. Поэтому мы вынуждены следить, мониторить меры государственной поддержки в отношении промышленной и сельскохозяйственной продукции в других странах, и создавать через госбюджет, через налоговые преференции, через таможенно-тарифную политику равные условия для конкуренции не только внутри страны, но и за ее пределами.

Фото: из открытых источников.

Число просмотров: 1863