Экономика > Центр управления проектами развития креативных индустрий предложили создать на Дальнем Востоке

Центр управления проектами развития креативных индустрий предложили создать на Дальнем Востоке

23/05 17:33
Центр управления проектами развития креативных индустрий предложили создать на Дальнем Востоке

Вопросы развития креативной индустрии Дальнего Востока и создания условий для стимулирования отрасли обсудили в рамках круглого стола на площадке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Мероприятие, организованное в рамках подготовки к проведению VII Восточного экономического форума – 2022, который состоится 5–8 сентября 2022 г. во Владивостоке на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), собрало ключевых экспертов по креативным индустриям.

В условиях масштабных изменений в экономике Дальнего Востока, когда создаются центры экономического роста, крупные инвестпроекты, сокращается миграционный отток, сформировался запрос на новое качество жизни, создание культурных центров и современных пространств, формируется потенциал для развития креативных индустрий.

В соответствии с принятой Правительством в конце 2021 года Концепцией развития креативных (творческих) индустрий разработан план мероприятий по созданию механизмов господдержки, новых образовательных программ, арт-резиденций, определения приоритетных направлений. Для эффективной поддержки креативных индустрий необходимо выработать методику изучения и оценки.

Один из способов предложил директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко:

«Уловить такой сложный объект как креативная экономика можно только за счет комплекса измерителей. Например, помимо традиционной статистики важно рассчитать долю креативных работников, занятых в традиционных отраслях, в том числе промышленности. Наши оценки по России показывают, что размер такой »скрытой« творческой занятости превышает численность занятых в собственно креативных индустриях. Поддержка такой синергии отраслей на уровне конкретных территорий и проектов – логичный сценарий для государства. Еще один момент: эффективная система мониторинга должна не столько агрегировать данные прошлого, сколько оперативно выявлять перспективные бренды, команды и проекты по всей территории, ориентировать меры политики на масштабирование новых бизнес-моделей с максимальным экономическим эффектом. Наконец, важно подсказать регионам и городам их перспективную креативную специализацию и помочь выстроить взаимовыгодное взаимодействие».

Эксперт по развитию территорий, руководитель института «Полис» Татьяна Журавлева также подчеркнула: «При разработке концепции развития креативных индустрий в каждом регионе необходимо учитывать, на чем они будут строиться. Либо они базируются на встраивании в текущие отрасли, которые вносят вклад в экономику региона, как, например, в Якутии, либо это чистое творчество, то есть дотационная история, которая работает исключительно на привлекательность региона и для местных жителей». Вместе с тем, было отмечено, что ключевым принципом при формировании законодательной базы должно быть не регулирование, а создание условий для развития креативных индустрий: «Сегодня закон нужен больше государству, чем отрасли — для идентификации креативных индустрий, возможности предоставления льгот. Задача государства – понимать потребности субъектов на каждой стадии развития этой отрасли и отвечать адекватными мерами поддержки – от совершенствования имеющегося законодательства, устранения барьеров до создания условий не хуже, чем для промышленных предприятий», – подчеркнула генеральный директор компании «Креативная лаборатория «Территория дизайна» Майя Свистухина, один из участников рабочей группы по разработке предлагаемых инициатив.

«Для начала стоит проанализировать уже разработанные меры поддержки бизнеса в субъекте, наличие и особенности локальных брендов, а также существующие производственные мощности. Необходимо выделить специализацию регионов в сфере креативных индустрий, это позволит создавать новые экономические цепочки внутри страны и точки производственного роста территорий», – рассказала заместитель директора по проектной деятельности ФГБУ «Роскультцентр» Анна Афанасьева.

Тему выявления локальной специфики креативных индустрий дополнила руководитель стратегических проектов ГМИИ им. Пушкина Алиса Прудникова. По ее мнению, ключевым понятием должна быть связанность – связанность художника и чиновника, связанность внутреннего и внешнего позиционирования региона, формирование единой творческой среды и общего контекста. Идею о внимании к региональной специализации креативного бизнеса поддержал и генеральный директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов:

«Дальний Восток – это спортзал для бизнеса. Я предлагаю создать некий путь креативщика – дорожную карту, как себя ведет креативный человек. Первое – проживание и создание сообщества, среды, второе – учеба и развитие креативных специальностей и третье – специализированные развлечения и досуг, где люди могли бы больше общаться». Виктория Богинская, управляющий партнер центра территориального и пространственного развития «ЯРУС», обозначила важность предпроектного исследования территорий и учета климатических особенностей региона прежде чем проектировать типовые пространства и креативные центры в стремлении копировать успешные креативные кластеры из центральных регионов России. Кроме того, по ее мнению, важно при проектировании закладывать гибкость и многофункциональность планируемых к созданию новых центров. Вместе с тем, эксперты сошлись на мнении, что необходимо актуализировать образовательные программы. «Сейчас мы «закладываем фундамент развития креативных индустрий» и должны сфокусировать внимание на тех, кто будет «строить на нем дом – это молодые люди в возрасте от 12-17 лет».

Ключевая задача – включить в систему специального профессионального образования востребованные работодателями и обучающимися образовательные программы, направленные на приобретение компетенций, навыков и квалификаций в сфере креативных индустрий. Для этого мы инициировали соответствующий проект «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе СПО на основе модели колледжа креативных индустрии», который сейчас пилотируется в 7 регионах. Причем перечень направлений подготовки собран на основе анализа запроса как представителей индустрии, так и пожеланий подростков в каждом регионе», – рассказал руководитель Федерального центра развития профессионального образования в сфере креативных индустрий Института развития профобразования Министерства просвещения России Иван Клиндухов. Он также отметил комплексный межведомственный подход к развитию креативных индустрий в Республике Саха (Якутия). Эксперт Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики выступил с предложением в рамках утвержденных федеральных инициатив и мероприятий по развитию креативных индустрий в России «пилотировать» их сначала на Дальнем Востоке. В рамках предлагаемого правительственного плана по созданию межведомственных и межрегиональных проектных офисов это будет первый специализированный центр управления проектами и взаимодействия между чиновниками, экспертами, региональными властями и представителями креативных индустрий.

«Креативные индустрии сегодня переросли творчество и становятся драйвером развития бизнеса и территорий. КРДВ видит этот потенциал и выступает с предложением по созданию единого центра компетенций по формированию подходов к развитию креативной экономики на Дальнем Востоке. Центр станет инструментом по разработке эффективных инициатив поддержки, внедрению лучших практик, формированию образовательных программ, созданию инфраструктуры для развития креативных индустрий», – прокомментировал директор департамента развития территорий и программы «Дальневосточная ипотека» Илья Петрасов.

Справка АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (АО «КРДВ») – единый институт социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики. Корпорация является управляющей компанией Арктической зоны Российской Федерации и территорий опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток в дальневосточных и арктических субъектах РФ. Также КРДВ курирует реализацию социальных программ и инициатив по повышению уровня жизни населения в ДФО и АЗРФ – Гектар, Дальневосточная ипотека, Арктический призыв, Муравьев-Амурский 2030 и др. Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации. Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России.

Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов. Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 166 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 76 странах мира, со 154 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Число просмотров: 9171