Экономика > Что не так с мастер-планами: эксперты по развитию территорий

Что не так с мастер-планами: эксперты по развитию территорий

09/04 03:02
Что не так с мастер-планами: эксперты по развитию территорий

Что не так с мастер-планами: эксперты по развитию территорий рассказали почему от теории не переходят к практике На Московском международном салоне образования (ММСО) эксперты обсудили мастер-планы развития территорий.

Тема актуальна в связи с запуском нового туристического мегапроекта «Пять морей и озеро Байкал», который подразумевает строительство новых курортов в девяти регионах России стоимостью более 100 млрд рублей.

Ведущие урбанисты и архитекторы страны рассказали, зачем нужен мастер-план развития территории и почему реализовать его не всегда удается. На рынке проектов по развитию территорий не хватает квалифицированных заказчиков, констатировали эксперты. С одной стороны, разработчики мастер-планов должны готовить их на понятном для заказчика языке. С другой — у заказчика должна быть необходимая база, для того, чтобы правильно ставить задачи и понимать, как в дальнейшем мастер-план будет реализовываться.

«Сейчас есть много желающий зайти на туристический рынок, — рассказала основатель, управляющий директор, Территории.рф Анна Булочникова. — Это люди, у которых есть средства или земля. Они зачастую бросают задачу кому-то из своих менеджеров, который не обладает достаточными компетенциями, чтобы грамотно поставить задачу на создание мастер-плана и проконтролировать его реализацию. Поэтому мы запускаем новый образовательный проект, в рамках которого будем готовить профессиональных управляющих развитием территорий, способных монетизировать потенциал локации и поддерживать прибыльность в долгосрочной перспективе».

«Чаще всего заказчиками мастер-планов становятся крупные градообразующие предприятия, — рассказала Ищенко Анна, Генеральный директор, Архитектурное бюро Wowhaus. — Компании конкурируют за человеческий ресурс и поэтому заинтересованы делать для жителей комфортные города. Еще одни типы заказчиков — инвесторы из туристической отрасли. Мало создать мастер-план, в городе должен оставаться орган, которые будет следить за его реализацией. Иначе документ »уйдет в стол». Есть ряд типичных ошибок, из-за которых мастер-план может остаться нереализованным. По словам Ольги Захаровой, директора дивизиона «Городская экономика», Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, к ним относятся отсутствие экономического целеполагания, непрозрачность данных и расчетов, работа на текущую целевую аудиторию, без понимания, как изменятся ее потребности к тому моменту, когда план нужно будет реализовывать.

Кроме того, по словам экспертов, нужно понимать, что мастер-план — это не только результат в виде нескольких томов документации, но и процесс, в который включается и заказчик, и население региона, и бизнес, и местные чиновники.

«Хорошая команда по реализации мастер-плана мультидисциплинарна, — добавляет Научный руководитель образовательной программы Цифровая урбанистика и аналитика города, НИУ ВШЭ, Высшая школа урбанистики Кирилл Пузанов. — В ней должен быть стратег-визионер, который предвидит, чего будет хотеть благоприобретатель через несколько лет; тактик, способный отладить процессы в команде и узкие профессионалы — от экологов до экспертов по горнолыжному туризму, например. Проблема обучения урабнистов заключается в том, что невозможно охватить необходимые знания для развития территорий. Надо хорошо понимать, в чем экспертизы недостаточно, чтобы привлечь в команду правильных специалистов. С другой стороны, знаний должно хватать, чтобы оценить их работу. Хорошая новость заключается в том, что с каждым проектом растет багаж знаний».

Фото, текст: пресс-служба ММСО-2024

Число просмотров: 6175