Главное > Время Северного морского пути

Время Северного морского пути

01/08 06:34
Время Северного морского пути

Путь вдоль северных берегов России короче существующего южного пути через Суэцкий канал на тысячи километров, что может позволить перевозчикам сэкономить время и деньги.

Сегодня Севморпуть все чаще упоминается в качестве альтернативного маршрута доставки товаров между Азией и Европой.

Ни для кого, не секрет, что основной интерес России в Арктике — энергетический. Как считают эксперты, время Севморпути наступает объективно, ведь в прилегающих к СМП районах Арктики содержится, по некоторым оценкам, около 35% мировых запасов нефти и газа, добыча которых возможна только с пониманием того, как сырье вывезти на мировые рынки. А если экономическую зону России в Северном Ледовитом океане удастся расширить до 350 миль, то и того больше.

Темпы роста транзитных перевозок по СМП таковы:

2010 г — 110 тыс т, проведены 4 судна.

2011 г — 820 тыс т, проведены 34 судна.

2012 г — 1,26 млн т, проведены 46 судов.

Включая первую в истории перевозку сжиженного природного газа, танкер-газовоз Ob River перевез 134.500 м3 газа из Норвегии в Японию.

За последние годы построены новые порты для перевалки топливно-энергетических ресурсов: сырой нефти, нефтепродуктов, угля, сжиженного газа — Варандей, Харасавэй и строятся новые — Сабетта и Териберка.

Руководство страны не раз отмечало, что в ближайшие годы на строительство и модернизацию морской инфраструктуры Арктики будет выделено свыше 21 млрд рублей.

Сегодня эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение грузопотока

Необходимо отметить, что руководство Якутии считает, что Северный морской путь обеспечит республику бесперебойными поставками в рамках северного завоза, а также позволит экспортировать и якутский уголь.

Для Якутии актуален вопрос функционирования Зеленомысского речного порта, являющегося перегрузочным пунктом экспортных углей.

Водный путь на реке Колыма является безальтернативным транспортным подходом от Севморпути к действующему угледобывающему предприятию — Зырянскому угольному разрезу.

По прогнозам, предприятие может к 2015 году нарастить объем добычи до 1 млн тонн высококачественного угля, который пользуется спросом в странах АТР.

Сегодня в Якутии активно обсуждается разработка комплексной программы поставок каменного угля на экспорт по Севморпути.

Эксперты отмечают, что к 2020 году ежегодный объем экспортных перевозок только сжиженного газа с полуострова Ямал может составить до 16 млн т, газового конденсата из района Оби и Енисея — 1-3 млн т, а нефти из месторождений Тимано-Печорского бассейна — 25-30 млн т. И это без учета других грузов — минеральных удобрений, угля, никеля, леса, рыбы и рыбопродукции..

Важным районом интенсивного освоения месторождений углеводородов, транспортируемых морским путем, является Печорское море. Здесь находятся: Варандейский терминал, откуда в настоящее время вывозится танкерами около 7 млн т нефти в год, а в ближайшие годы объем может возрасти до 12 млн т; шельфовое месторождение Приразломное, с добычей 7-7,5 млн т нефти в год, и другие нефтегазовые месторождения.

Компания «СН-Нефтегаз», которой принадлежат лицензии на газоконденсатные месторождения Коровинское и Кумжинское, намеревается реализовать проект строительства в районе мыса Большой Румяничный, высокотехнологичного газохимического комплекса и портовых сооружений. Прорабатывается проект создания завода по сжижению природного газа (до 5 млн т в год).

Согласовано размещение заказа на строительство четырех танкеров для перевозки СПГ вместимостью 175 тыс. куб. м. Продукцию будут экспортировать в страны АТР. Ежегодная транспортировка газоконденсата — около 2 млн т.

ОАО «Транснефть» прорабатывает предложение по строительству нефтяного терминала Индига в Чешской губе, к востоку от мыса Канин Нос, доступного для крупнотоннажных танкеров дедвейтом до 300 тыс. т. Предусматривается транспортировка нефти из этого терминала — от 12 до 24 млн т в год.

Предусматриваются освоение газоконденсатного месторождения Южно-Тамбейское и других и строительство в период с 2012 по 2018 годы трех очередей завода по сжижению газа общим объемом 15-18 млн т в год. Транспортировка газоконденсата — порядка 2 млн т ежегодно.

ГМК «Норильский никель» планирует начать транспортировку газового конденсата из Енисейского региона.

Также рассматривается концепция освоения залежей коксующегося угля на Таймырском полуострове с морской транспортировкой до 10 млн т в год на экспорт.

В этом году количество рейсов по Северному морскому пути достигнет рекордных значений.

Так уже 204 судна получили разрешение на проход от российской администрации СМП.

По оценке морского института Южной Кореи, Севморпуть может привлечь четверть от всего объема торгового судоходства между Азией и Европой к 2030 году.

Генеральный директор Норвежской ассоциации судовладельцев Стурла Хенриксен, выступая на конференции по Арктике, заявил, что «активность судоходства в этом районе будет активно увеличиваться», вместе с тем коммерчески потенциал СМП, с его точки зрения будет ограничен «в течение довольно многих лет «.

Валентин Давыдянц, капитан российского атомного ледокола, прогнозирует более чем десятикратное увеличение судоходства между Азией и Европой к 2021 году, когда проход судов будет возможен восемь месяцев в году.

По его мнению, к этому времени только из России станет возможно перевозить по СМП до 25 тыс. тонн сжиженного природного газа и нефти.

Отметим, что арктическое судоходство интересно не только России и азиатским странам, но и Европе.

Исландия, к примеру, рассматривает возможность строительства арктического незамерзающего порта на северо-востоке страны. Для сотрудничества планируется привлечь немецкую группу Bremenports. Время в пути от Роттердама до Японской Кобе, или южнокорейского Пусана, через СМП составляет 23 дня, что на 10 дней быстрее, чем по южному пути. Из Мурманска тот же путь займет 18 дней, в то время как через Суэцкий канал и южные моря корабль идет в среднем 37 дней.

На сегодняшний день, только Россия обладает достаточным количеством атомных ледоколов, способных выполнять в Арктике операции любой сложности, включая сопровождение супертанкеров, супербалкеров, геологоразведку арктического дна, обеспечение нефте- и газодобычи, что делает нас лидерами на данном направлении.

Просто гигантские перспективы открываются для развития Севера с ростом грузоперевозок по Севморпути за счет обслуживания транзита в промежуточных портах.

Наконец, можно вспомнить об опасности пиратства на южном пути, что еще больше удорожает транспортировку и повышает риски с ней связанные. Ну а уж до Северного Ледовитого океана сомалийские пираты точно не доберутся…

Огромный толчок развитие Северного морского пути, даст развитию рыболовной отрасли на Дальнем Востоке. Необходимо отметить, что до сих пор из-за трудностей доставки продукции в Европейскую часть России множеству рыболовных компаний приходилось вынуждено за безценок сбывать добытую рыбу в японских, корейских и китайских портах, а мы потом получали свою же переработанную рыбу с тройной наценкой из Китая. Все это душило рыболовную отрасль на Дальнем Востоке.

Однако все разом изменилось в августе 2011 года, когда рефрижератор «Коммунары Николаева» совершил пробный переход из Приморья в Петербург с 5 тысячью тонн лосося на борту. Практически вслед за ним в рейс вышел второй рефрижератор «Капитан Пряха» еще с 5000 тонн лосося. А уже в прошлом году объем доставки рыбы по Севморпути составил порядка 100 тысяч тонн только лососевых пород.

Пока перевозка тонны рыбы морем обходится в более 1000 рублей, что все равно на 15% дешевле, чем железнодорожным транспортом, а в ближайшее время тарифы рассчитывают снизить в 4 раза. Все это резко снизит стоимость дальневосточной рыбы в европейской части страны.

Развитие Севморпути позволит нашей стране стать лидером по освоению Арктики, знаменуя новую веху в развитии всей российской транспортной системы. Но самое главное, это резко активизирует развитие всех прибрежных северных территорий нашей страны, вдохнет новую жизнь.

Эксперты прогнозируют дальнейший рост арктического судоходства в ближайшие десятилетия, но отмечают, что пройдет еще немало времени, прежде чем этот маршрут станет коммерчески привлекателен.

Число просмотров: 11356
Источник новости: Туяра Мамаева