Главное > Судостроение на Дальнем Востоке

Судостроение на Дальнем Востоке

03/09 09:02
Судостроение на Дальнем Востоке

Активная деятельность на море обеспечивает экономическую и транспортную безопасность страны, дает возможность решения геополитических задач и приносит дополнительные рабочие места, увеличивая занятость населения.

Государство уделяет особое внимание развитию судостроительной отрасли. Сегодня предстоит широкомасштабная модернизация судостроения, укрепление технологического потенциала, создание новых производственных мощностей на Дальнем Востоке, которые позволят нам стать центром отечественного судостроения.

За последние пять лет средний вылов по Дальнему Востоку составляет 2,7 млн. тонн в год. Возможно, осваивать и больше. К 2020 году Росрыболовство планирует увеличить вылов до 4 млн. тонн. по Дальнему Востоку. Однако техническая отсталость и высокий износ рыбопромыслового флота — одна из главных проблем сегодняшнего дня.

По данным Ростата за последние десять лет количество морских судов сократилось с 3908 до 2750. Причем более 70 процентов работающих судов имеют сверхнормативный срок эксплуатации. Как результат — участившиеся в последнее время несчастные случаи на промысле.

Всего в 2011 году погибло и пропало без вести 73 человека (в результате аварийных случаев погибло 59 человек. 14 человек погибло по причинам не связанным с прямой эксплуатацией судна). Есть и еще одна проблема — нехватка кадров.

После того, как в отраслевых вузах убрали военную кафедру, все меньше выпускников остаются в профессии, после армии многие остаются там, где и служили. Сегодня обновление флота — приоритетное направление развития государства.

Разработчики госпрограммы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» подсчитали, что потребность России в промысловых судах до 2025 г. составляет примерно 180 крупных и средних судов различного назначения и более чем 220 малых судов общей стоимостью более 170 млрд. рублей. Решение задачи обновления промыслового флота сопряжено с необходимостью разработки ряда мер господдержки и регулирования.

Как отмечается в программе, в их числе следует рассматривать создание лизинговых компаний, ограничение доступа на российский рынок старых зарубежных судов, а также пересмотр принципов квотирования.

Также планируется рассмотреть возможность создания правительством Фонда утилизации морских рыбопромысловых судов возрастом старше 21 года. Средства этого фонда могут использоваться исключительно на цели строительства новых рыбопромысловых судов, т. е. засчитываться как целевой взнос компании-лизингополучателя. Кроме того, программой развития судостроения предусматривается разработка типовых проектов универсальных судов. Уже заказаны проекты большого морозильного траулера для добычи ставриды и современного тунцеловного сейнера. Стоимость работ составляет 75 млн. рублей.

Настоящим прорывом в гражданском судостроении станет создание современной верфи в Приморском крае. Приморье было выбрано неслучайно. Строительство крупнотоннажных специализированных объектов – очень сложная задача. Верфь в Большом Камне находится на расстоянии около 500 миль от Пусана.

Такое расположение является экономически очень целесообразным для того, чтобы организовать межзаводскую кооперацию.

Стоимость проекта составит около 150 млрд. рублей. Реализовывать проект, рассчитанный на период 2012-2018 годы, предполагается в несколько этапов. Первая очередь строительства, которая уже подходит к завершающей стадии, подразумевает создание блока корпусообрабатывающих производств и окрасочных камер.

В течение 2013 года будет вестись строительство второй очереди – открытого достроечного стапеля, который позволит изготавливать корпуса длиной до 250 метров. Начнется строительство цехов. Третья очередь предполагает постройку крупнейшего в стране сухого дока, длиной 485 метров, шириной – 114 метров. В четвертой очереди планируется создать производственные мощности.

Необходимо отметить, что идея создания судостроительного завода не нова: еще в 1946 году по предложению Иосифа Сталина Советом народных комиссаров было вынесено постановление о начале масштабной стройки. Но в силу разных причин проект не был реализован. До недавнего времени предприятие в бухте Большой Камень занималось исключительно обслуживанием боевых кораблей Тихоокеанского флота.

Сегодня ОАО «ДВЗ «Звезда» входит в структуру Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ОАО «ДЦСС») – дочернего предприятия Объединенной судостроительной корпорации (ОАО «ОСК»).

Также Правительством проводится работа по согласованию с кредитными организациями и рыбопромысловыми предприятиями приемлемых условий для строительства рыбопромысловых судов на условиях лизинга. Государство предоставляет преференции в форме субсидирования процентных ставок.

В рамках выполнения целевой программы «Повышения эффективности и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах» сданы в эксплуатацию ряд суден.

Также в рамках федеральной целевой программы продолжены работы по разработке и прохождению экологической государственной экспертизы проектной документации на реконструкцию морских терминалов, расположенных в шести морских портах– Владивосток, Зарубино, Невельск, Петропавловск-Камчатский, Корсаков и Калининград. Проводится работа и по обеспечению безопасности мореплавания. Государственной программой «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона» более 79 млрд. рублей планируется направить на развитие рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока.

С целью получения продукции с высокой добавленной стоимостью и для повышения инвестиционной привлекательности отрасли предусмотрены развитие рыбоперерабатывающих мощностей; техническая модернизация морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания рыбопромыслового флота, оснащение их современным оборудованием для хранения и транспортировки продукции, развитие крупных логистических центров.

В качестве приоритета государственной политики рассматриваются также поддержка транспортной инфраструктуры для рыбохозяйственного комплекса, институциональные меры в области формирования рыночной инфраструктуры.

Сегодня идет кропотливая работа по созданию сектора технически сложного, высокотехнологичного судостроения. Дальний Восток имеет огромные перспективы, чтобы стать конкурентоспособным судостроительным регионом. А главное — принесет новые судостроительные технологии и организацию производства, став мощным логистическим узлом, который свяжет Россию и страны АТР.

Число просмотров: 53660
Источник новости: Туяра Мамаева