Главное > Новый вектор развития Дальнего Востока

Новый вектор развития Дальнего Востока

10/10 09:00
Новый вектор развития Дальнего Востока

На сегодняшний день на Дальнем Востоке нет целостной системы развития. Нынешняя модель экономического развития не оптимальна, ее необходимо совершенствовать.

Об этом говорил Владимир Путин в июле этого года на Сахалине во время совещания по развитию региона, на котором раскритиковал работу чиновников за невыполнение его поручений. Об этом сегодня активно говорит и правительство страны.

Необходимо отметить, что проведена большая работа по строительству магистралей — Транссиба, Байкало-Амурской магистрали.

«Но это все-таки фрагменты. Только этими двумя-тремя мерами изменить жизнь на Дальнем Востоке не получится. Не получится повернуть вспять негативные демографические тенденции. Надо что-то совсем другое. Надо общими усилиями сделать так, чтобы Дальний Восток стал новым центром развития страны. Чтобы Дальний Восток был привлекателен. Чтобы он рассматривался именно как полюс развития. Люди сегодня скучают по тому, что Москва далеко, по тому, что Москва находится в другом экономическом состоянии. Надо сделать так, чтобы возможности на Дальнем Востоке были не хуже, чем в Москве, чтобы у нас в стране был не один центр, а два, три», — рассказывал в интервью федеральным СМИ полпред Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

Повернуть Россию на Восток будет непросто, отмечают аналитики.

Для сбалансированного развития нашей страны наиболее оптимальной представляется схема трех столиц: политической и военно-дипломатической столицы в Москве, культурной и судебной столицы в Петербурге и экономической океанской столицы на Дальнем Востоке.

В этой связи рассматривается несколько вариантов. Более масштабное решение: перенести в новую сибирско-дальневосточную столицу социально-экономический блок правительства, оставив в Москве одних силовиков. Произойдет естественное омоложение исполнительной власти: не все поедут. Сложившаяся десятилетиями система управления безопасностью страны не будет меняться, но при этом экономический центр развития объективно будет перенесен на восток.

Именно этот подход, считают аналитики, послужит реальному развитию Дальнего Востока.

В дополнение к этому следует все саммиты и международные встречи со странами АТР проводить не в Москве, а в новой тихоокеанской столице.

В географическом плане оптимальным представляется перенос столицы непосредственно на берег Тихого океана,и здесь район Владивостока сегодня является наиболее предпочтительным. Важно еще раз подчеркнуть, что перенос части столичных функций на Дальний Восток не означает отказа от внимания к развитию европейской части страны.

Однако, в случае использования фактора столицы как «океанской витрины» России экономический потенциал будет реализован в полной мере. Обновленный сегодня Владивосток уже стал хорошим стартом для этого.

Необходимо также отметить, что сегодняшнее формирование новых производственно-технических комплексов севера Иркутской области и юга Якутии: станут локомотивом развития всего Дальнего Востока в среднесрочной перспективе.

Также для Восточной газовой программы выход к Тихому океану значительно удобнее осуществить не во Владивостоке, а гораздо северней – между Николаевском-на-Амуре и Советской Гаванью. Именно туда уже сейчас направляются мощные инвестиции и реализуются масштабные программы.

Запуск в эксплуатацию нефтяного терминала в порту Де-Кастри для сахалинской нефти, проекты по модернизации Ванинского порта и другие проекты в этом регионе являются ярким тому свидетельством. Ожидаемый в ближайшем будущем запуск проекта «Сахалин-3»,самого богатого по запасам газа в регионе, а также озвученные руководством страны идеи о поддержке строительства моста из Лазарева на Сахалин сделают именно этот регион инвестиционным центром Дальнего Востока, притягательным для масштабных японских инвестиций.

Привлечение инвестиций – залог экономического роста

На Дальнем Востоке огромные запасы природных ресурсов: рудные и нерудные полезные ископаемые, водные биологические ресурсы, а также гидроэнергетические, лесные, рекреационные и другие ресурсы, наличие протяженного морского побережья и внешней границы как возможности для социально-экономического сотрудничества, развитой «базовой» портовой инфраструктуры, привлекательных туристических маршрутов, а также близость к крупнейшим мировым рынкам.

На сегодняшний день природно-ресурсный сектор Дальнего Востока занимает ведущее место в общем объеме производства товаров и услуг – его доля составляет более 50 процентов.

Отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых, обеспечивают около 40 процентов промышленного производства в округе.

Площадь Дальнего Востока России составляет 6 169 329 км², что составляет 36.08 % площади всей страны (самый большой по площади федеральный округ). Численность населения округа по данным Росстата составляет около 6,5 млн. человек, что составляет порядка 4,5 % от населения Российской Федерации.

В состав Дальневосточного федерального округа входят 9 субъектов Российской Федерации. Дальний Восток и Байкальский регион являются важными звеньями естественного транспортного моста между странами Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии.

С одной стороны, это сухопутный мост, основой которого являются Транссиб и БАМ. Их суммарная пропускная способность превышает 110 млн. т грузов в год и может быть увеличена путем глубокой модернизации.

С другой стороны, Дальний Восток уже обладает базовой портовой инфраструктурой — здесь расположены 29 из 66 российских морских портов. При этом навигация во всех основных дальневосточных портах круглогодичная.

Определенную конкуренцию морским маршрутам по Индийскому океану, особенно для грузов из Северной Америки и Японии, может составить Северный морской путь — при надлежащем развитии его инфраструктуры.

За последние годы на территории Дальнего Востока и Байкальского региона реализовано несколько крупнейших инвестиционных проектов, которые заметно изменили экономическую ситуацию в макрорегионе к лучшему. К числу этих проектов относятся прокладка двух очередей нефтепровода ВСТО, возведение объектов для саммита АТЭС, строительство автодороги Чита — Хабаровск (трасса «Амур»), развертывание производства самолета SSJ-100, начало строительства космодрома Восточный и др.

Объем инвестиций только по проекту ВСТО в течение срока строительства составил свыше 700 млрд. рублей. При этом налоговые отчисления в бюджеты регионов в период с 2006 по 2012 год составили 42,8 млрд. рублей, а число рабочих мест, созданных в этих регионах для обслуживания нефтепровода, превысило 6 тыс.

Суммарный объем инвестиций из всех источников, вложенных в подготовку саммита АТЭС во Владивостоке, составил 680 млрд. рублей, а инвестиции последних лет в строительство автомагистрали «Амур» составили более 35 млрд. рублей.

Экологическая ситуация на Дальнем востоке

Регион обладает уникальными природно-климатическими особенностями. Здесь сохранились в первозданном виде уникальные природные экосистемы. Дальневосточный федеральный округ занимает предпоследнее место среди федеральных округов по объему выбросов в атмосферу загрязняющих веществ (1511 тонн в 2012 г., 4,7 % всех выбросов в Российской Федерации), а также по количеству сбрасываемых загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты (765 млн куб. м в 2012 г., 4,9 % всех сбросов загрязненных сточных вод по стране).

При этом Дальневосточный федеральный округ занимает 1 место среди федеральных округов страны по объему инвестиций в основной капитал, направленных на охрану и рациональное использование земель (5 млрд 983 млн рублей в 2012 г.), входит в тройку лидеров по объему инвестиций в основной капитал, направленных на охрану и рациональное использование водных ресурсов (9 млрд 851 млн рублей в 2012 г.), по текущим затратам на сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий занимает 2 место (69 млн рублей по итогам 2012 г.).

Горно-добывающая отрасль

На территории макрорегиона добывается свыше 95 процентов российских алмазов, примерно 2/3 российского золота, расположены 3/4 национальных запасов олова и ведется практически вся его российская добыча. На территории макрорегиона залегает примерно четверть всех российских запасов такого ценного сырья, как редкоземельные металлы.

Кроме того, есть перспектива создания сырьевых баз для черной металлургии (разведаны промышленные запасы руд и всех видов вспомогательного сырья), цветной металлургии (титановой, алюминиевой, никелевой, медной и пр.). Перечисленные запасы первичного сырья являются крупнейшими в Северо-Восточной Азии.

Именно нехватка многих видов сырья в быстрорастущих экономиках стран-соседей генерирует масштабный и устойчивый спрос на природные ресурсы макрорегиона.

В 2013 году в горнодобывающей отрасли на территории ДФО реализуется 9 проектов на общую стоимость 537,7 млрд. руб., в перспективе до 2018 года запланирован к реализации 31 проект общей стоимостью 887,9 млрд. руб., в перспективе до 2025 года – 72 проекта стоимостью 1 триллион 374 миллиарда руб.

Прежде всего, это проекты разработки золоторудных месторождений, Проекты разработки угольных месторождений. Развитие горнодобывающего комплекса Дальневосточного региона также связано с развитием горно-металлургического кластера в Приамурье по освоению и добыче железорудных и титаномагнетитовых руд. Инвестиционные проекты горнодобывающего комплекса на территории Дальнего Востока станут основными точками экономического роста и создадут мультипликативный эффект в экономике региона.

По предварительной оценке в рамках реализации проектов будет создано порядка 12 тыс. рабочих мест, объем налоговых платежей в 2016 году составит 78,0 млрд. руб., что в 1,5 раза больше уровня 2012 годя, прирост отгрузки товарной продукции в 1,4 раза до 631 млрд.руб. к 2016 году.

Объем инвестиций к 2016 году увеличится в 2,9 раза по сравнению с 2012 годом до 246,2 млрд. руб. Использование минерально-сырьевой базы Дальнего Востока и реализация вышеперечисленных проектов сдерживается рядом как системных и институциональных, так и конкретных инфраструктурных ограничений.

В частности, в Магаданской области, одним из лидеров золотодобычи, разработка крупнейшего Наталкинского рудного месторождения сдерживается неразвитостью системы электроснабжения Тенькинского района и неудовлетворительным состоянием автодороги «Палатка–Кулу-Нексикан».

Потенциал минерально-сырьевых ресурсов Дальнего Востока при наличии эффективной стратегии их использования может стать ключевым фактором изменения геополитического значения восточной части России.

Нефте- и газохимическая промышленность

На Востоке России располагается существенная ресурсная база природного газа, позволяющая реализовывать крупные проекты по транспортировке газа, его переработке и использованию в газохимическом производстве. Добыча природного газа на территории ДФО ведется в четырех субъектах РФ: Сахалинская область, Камчатский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ.

Объем добычи в 2012 г. составил 29.689 млрд. м3. В качестве основных поставщиков сырья для нефтехимических производств в регионе рассматриваются 5 нефтеперабатывающих завода мощностью более 30 млн. тонн нефти в год.

Добыча нефти и газового конденсата на территории ДФО ведется в двух субъектах РФ, входящих в состав округа: Сахалинская область и Республика Саха (Якутия). Объем добычи в 2012 г. составил 20,891 млн. тонн.

С целью увеличения объемов продукции с высокой долей добавленной стоимостью в результате глубокой переработки нефти и природного газа, повышение уровня конкурентоспособности российских производств, на базе действующих и перспективных предприятий возможно создание Дальневосточного нефте-газохимического кластера.

В настоящее время на территории ДФО 6 крупных компаний (ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл» и др.) осуществляют активную реализацию инвестиционных проектов по добыче, транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья, по добыче и транспортировке нефти и газа.

В ДФО есть значительный потенциал для развития нефтегазохимии, благодаря наличию значительных объемов более дешевого по сравнению с Азией нефтегазохимического сырья, направляемого в настоящее время на экспорт и способного частично обеспечить отечественные пиролизные мощности.

Планируются к реализации: строительство газохимического комплекса в районе г. Белогорск на базе этана, пропана, бутанов, извлекаемых из газа Чаяндинского и Ковыктинского месторождений (СИБУР холдинг), создание Газоперерабатывающего и гелиевого комплекса в Амурской области (г. Белогорск) при комплексном освоении Лено-Тунгусской и Лено-Вилюйской нефтегазовых провинций мощностью 55 млрд. нм3/год.

Начаты работы по реализации проекта строительства первого газохимического производства в Приморском крае – завода минеральных удобрений. Общая сумма капитальных затрат которого в 2013 – 2017 гг. составит около 4,9 млрд. долларов США.

Развитие нефтехимического производства в рамках Дальневосточного кластера планируется осуществлять за счет реализации проекта по строительству Приморском крае нефтехимического комплекса.

В настоящее время ОАО «НК «Роснефть» в рамках реализации инвестиционного проекта ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» ведет разработку проектной документации по объектам нефтехимического комплекса городского округа Находка (п. Врангель) Общая мощность комплекса по перерабатываемому углеводородному сырью 10 млн. т в год.

Сегодня предлагается увеличить мощность указанного комплекса до 30 млн. тонн в год.

Группа компаний «Трансбункер» приняла решение о развитии и модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в поселке Ванино Хабаровского края. ОАО «Газпром» планирует осуществить строительство инвестиционного проекта – завода СПГ в Приморском крае.

Основным направлением деятельности планируемого к строительству завода СПГ является сжижение природного газа, поступающего по магистральному газопроводу «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», и его отгрузка морским транспортом. Планируемая производительность завода СПГ составит 10-15 млн. т/год.

В настоящее время Россия увеличивает импорт высокотехнологических 5-6, 7-8 переделов продуктов с высокой добавленной стоимостью (красители, химволокно, полимеры и т.д.).

В 2011 году импорт из стран АТР составил более 3 млн. тонн, по средней цене 2 тыс. 734 доллара США за одну тонну на общую сумму около 8,5 млрд. долларов США. В тоже время экспорт нефтегазохимической продукции в страны АТР составил 9,9 млн. тонн, по средней цене 542 доллара США на общую сумму 5,38 млрд. долларов США.

Что говорит об экспорте из России нефтегазохимических товаров с низкой добавленной стоимостью.

Наличие нефтегазохимического сырья, поддержка федеральными органами государственной власти, администрациями субъектов Российской Федерации, Российской академией наук, активная работа инвесторов позволят создать на территории округа сформированную и развитую нефтегазохимию, и сопряженные предприятия, как Дальневосточный нефтегазохимический кластер, который станет еще одной опорной точкой роста экономики Дальнего Востока.

Лесопромышленный комплекс

На Дальнем Востоке сосредоточено 37 % лесопокрытой площади Российской Федерации с общим запасом древесины 20,0 млрд. м3 или 25 % от российских запасов, из которых 11,7 млрд. м3 — запас спелых и перестойных лесных насаждений.

Расчетная лесосека позволяет ежегодно заготавливать в округе до 92 млн. м3 древесины, при этом ее освоение составляет 16 %.

Политика, проводимая государством в последние годы, направленная на стимулирование лесопереработки, таможенное регулирование, позволила довести объем инвестиций в лесопромышленный комплекс к 2012 году до 45,5 млрд. руб., или 12 % от общероссийского объема инвестиций в области освоения лесов. 80 % инвестиций направлены на глубокую переработку древесины, с выпуском конкурентоспособных товаров: плит MDF, ДСП, шпона, деревянных домов, клееных изделий, трехслойного паркета.

Локомотивами развития лесопромышленного комплекса Дальнего Востока являются 12 приоритетных инвестиционных проектов, государственной программой Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» до 2016 года предусмотрено запустить полностью или частично производство еще по 8 проектам.

Вместе с тем, лесопромышленный комплекс ДФО не смотря на наличие существенных геополитических конкурентных преимуществ, демонстрирует с 2007 года устойчивую регрессивную тенденцию развития по причине высоких транспортно – логистических расходов, инфраструктурных ограничений, диспропорции внутрироссийских конкурентных условий. Около 70 % экспортного объема лесопродукции из ДФО приходится на перевозку железнодорожным транспортом. Затраты на железнодорожные перевозки лесных грузов (круглые лесоматериалы, доска) выросли с 2008 года в 3 раза.

Затраты Дальневосточных лесозаготовителей на оплату перевозок лесных грузов железнодорожным транспортом составляют от 25 до 50% в себестоимости продукции, в зависимости от расстояния транспортировки.

В странах – лесоэкспортерах: США, Канада, Индия, Китай- данный показатель не превышает 15 %. Фактором, сдерживающим развитие наиболее крупных проектов и реализацию новых, является отсутствие транспортной инфраструктуры.

Так, например, на Сахалине состояние порта г. Александровска-Сахалинского сдерживает реализацию проекта по глубокой переработке древесины стоимостью 5 млрд. руб. Его реконструкция позволит не только решить проблемы отгрузки лесоматериалов, но и привлечь для перевалки до 3 млн. тонн иных грузов. Лесоперерабатывающие предприятия Хабаровского края уже испытывают ограничение в доступе на перевалку лесопродукции из порта Ванино.

Рыбохозяйственный комплекс

Общий объем запасов рыбы и морепродуктов в российской экономической зоне Дальнего Востока составляет порядка 26 млн. тонн и может обеспечивать ежегодный вылов в объеме около 3 млн. тонн.

Основными объектами промысла являются – минтай, тихоокеанские лососи, сельдь. Суммарно на долю вылова данных водных биоресурсов ежегодно приходится порядка 80 % от общего объема уловов по Дальневосточному округу. Фактический среднегодовой улов в течение пяти последних лет составил 2,7 млн. тонн или порядка 70 % от общероссийских показателей.

Кроме того, в дальневосточном рыбохозяйственном комплексе сосредоточено более 50 % всех береговых рыбообрабытывающих мощностей страны, общероссийский объем производства рыбной продукции на 60 % обеспечен за счет объемов, производимых на территории округа. Более 90 % экспортных поставок рыбы и морепродуктов обеспечивается за счет экспорта с территории Дальнего Востока.

Проводимая в последние годы государственная политика, направленная на эффективное налогообложение рыбохозяйственного комплекса в целях его развития, позволила улучшить финансовое состояние рыбохозяйственных организаций.

На протяжении последних лет прослеживается положительная тенденция функционирования: отмечается рост производственных показателей, увеличивается доходность, повышается заработная плата. Вместе с тем рыбохозяйственный комплекс макрорегиона на сегодняшний день находится в крайне сложном положении.

Несмотря на увеличение объемов вылова и повышение прибыльности ряда рыбодобывающих предприятий, по-прежнему остается нерешенным целый комплекс проблем, который существенно ограничивает развитие комплекса.

На состоянии отрасли в большой степени влияют инфраструктурные ограничения, так всего в округе объем действующих припортовых холодильных мощностей составляет 97 тысяч тонн, что явно недостаточно для дальневосточных уловов.

Большая часть гидротехнических сооружений морских рыбных портов построена в 50-60-х годах прошлого века, имеет значительную изношенность, что не позволяет увеличить пропускную способность причалов, обеспечить их безопасную эксплуатацию и применение современного погрузо-разгрузочного оборудования.

Качественно улучшить ситуацию в рыбохозяйственом комплексе возможно при успешной реализации инвестпроектов, направленных на создание соответствующей береговой инфраструктуры по приемке и хранению уловов водных биоресурсов, созданию специализированных торговых площадок, строительству рыбоперерабатывающих мощностей по производству рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Развитие рыбохозяйственного комплекса Дальневосточного федерального округа обладает огромным потенциалом (наличие емкого азиатского рынка), способностью выполнять не только производственную, но и системообразующую роль для геополитически важных центров на побережье. Кроме того, сырьевая база Дальневосточного округа способна стать основой, как для реализации высокорентабельных инвестиционных проектов, ориентированных на экспорт, так и для развертывания новых масштабных производств по переработке сырья и созданию высокотехнологичной продукции.

Перечнем поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса от 21 марта 2013 года № Пр-613 определено создание на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями. С позиции кластерного развития Дальневосточного федерального округа в сфере переработки водных биоресурсов наиболее высоким потенциалом обладает Приморский край.

Вместе с тем, необходимость в строительстве инфраструктурных и рыбоперерабатывающих объектов, холодильных мощностей и т.д. имеется и в других регионах Дальневосточного округа. Кроме того, наличие морских прибрежных зон способствует развитию такого вида аквакультуры, как товарное рыбоводство.

Перспективным направлением, способным обеспечить экономическую эффективность, является создание в акваториях, благоприятных по солености воды, температурному режиму и грунтам, хозяйств по выращиванию морского гребешка и других гидробионтов.

В настоящее время определенные шаги по созданию Дальневосточного рыбоперерабатывающего кластера уже предприняты.

Предполагается, что в составе кластера будут объеденены имеющиеся инфраструктурные, логистические объекты, холодильные, перерабатывающие мощности, судоремонтные и другие объекты рыбохозяйственного комплекса.

Кластер будет включать в себя группу взаимосвязанных предприятий: поставщиков продукции, специализированных услуг по обслуживанию рыбопромыслового флота и его ремонту, переработке и хранению рыбной продукции, развитию производства по переработке аквакультур, усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Имеется возможность включить во внутренние связи кластера уже сформированную структуру субъектов Дальневосточного федерального округа, использовать все имеющиеся конкурентные преимущества различных субъектов.

Так например, в Хабаровском крае создана портовая особая экономическая зона на территории Советско-Гаванского муниципального района.

Концепцией создания и развития ПОЭЗ «Советская Гавань» утвержденной Минэкономразвития, предусмотрено создание рыбоперерабатывающего кластера в п. Лососина. Применяется режим свободной таможенной зоны.

Имеются современные рыбоперерабатывающие мощности, рыбопромысловый флот, 2 федеральных государственных причала, инженерная, энергетическая инфраструктура. В наличие свободные земельные участки для строительства холодильников, производственных цехов, складов. Ведется судоремонтная деятельность.

Согласно предварительной оценке, реализация проекта по созданию Кластера позволит увеличить вылов водных биоресурсов в Дальневосточном федеральном округе до 4 млн. тонн, а оборот, связанный с работой комплекса может составлять 160 млрд. рублей на Дальнем Востоке.

На сегодняшний день оборот в рыбохозяйственном комплексе Дальнего Востока оценивается приблизительно в 65 млрд. рублей. В связи с чем, в целях ускоренного развития Дальневосточного региона особое значение имеет привлечение частных инвестиций в природоресурсный комплекс региона.

В настоящее время, ко второму чтению в Госдуме готовится законопроект, направленный на создание комфортных условий для развития инвестиционных проектов на указанных территориях.

Предлагается ввести новую категорию налогоплательщика – участник инвестиционного проекта. В нем прописаны особенности налогообложения при осуществлении инвестиционных проектов: в течение 10 лет устанавливается ставка 0% по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

При этом субъекты РФ смогут снижать свою часть до 0% в течение первых 5 лет и до 10% — в последующие 5 лет. Из перечня льготного налогообложения исключаются инвестиционные проекты, направленные на: добычу нефти, природного газа, оказание услуг в этих областях; производство этилового спирта, алкогольной продукции, табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов); осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0%. Организация признается участником инвестиционного проекта, если удовлетворяет одновременно ряду требований.

Производство товаров в результате осуществления инвестиционного проекта должно осуществляться исключительно на территории соответствующего субъекта РФ, входящего в состав ДФО, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области.

На земельных участках, на которых осуществляется инвестиционный проект, не должно быть зданий, сооружений, находящихся в собственности других физических лиц или иных организаций.

Определены показатели минимального объема капитальных вложений и требования по срокам их осуществления: не менее 150 млн. рублей в течение 3 лет со дня включения организации в реестр участников инвестиционного проекта либо 500 млн. рублей в течение 5 лет.

Сегодня на Дальнем Востоке масштабно совершенствуется социально-экономическая модель управления, которая станет основой для экономического рывка региона.

Число просмотров: 10124
Источник новости: Туяра Мамаева