Главное > Новая модель социально-экономического развития Дальнего Востока

Новая модель социально-экономического развития Дальнего Востока

24/10 10:53
Новая модель социально-экономического развития Дальнего Востока

О новой модели и институтах экономического развития Дальнего Востока России

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094, следующим образом характеризует условия развития экономики макрорегиона:

«Главными проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Байкальского региона, являются их экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков. К числу сдерживающих развитие внутренних факторов также относятся высокая составляющая транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров между дальневосточными регионами и остальной частью России».

При очевидными конкурентными преимуществами ДФО являются:

 — экономико-географическое расположение – непосредственная близость к крупнейшим рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);

 — богатые запасы природных ресурсов (рудные и нерудные полезные ископаемые, водные биологические ресурсы, а также гидроэнергетические, лесные, рекреационные и другие ресурсы); 

 — наличие протяженного морского побережья и внешней границы как возможности для социально-экономического сотрудничества, развитой «базовой» портовой инфраструктуры;

 — туристическая привлекательность и близость к крупнейшим мировым туристическим рынкам; кратчайшие транспортные маршруты Восток-Запад в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Исходя из проблем и возможностей экономического развития Дальнего Востока, возможны три альтернативные модели экономического развития:

 — модель, ориентированная на рынок ДФО, объемом 0,09 трлн. долларов США;

 — модель, ориентированная на рынок европейской части России, объемом около 1,5 трлн. долларов США;

 — модель, ориентированная на рынок стран АТР, объемом более 50 трлн. долларов США.

Модель, ориентированная на рынок ДФО.

Главные условия ее реализации – это емкий внутренний рынок, большие объемы импорта, возможность экономии на затратах при локализации производств импортируемой продукции. Данная модель, ориентированная в первую очередь на конечный (потребительский) спрос, успешно реализуется в некоторых регионах европейской части России, где сосредоточено более 100 млн. жителей с радиусом транспортной доступности от г.Москвы не более 1000 километров. На Дальнем Востоке отсутствует емкий концентрированный рынок.

Население ДФО всего 6,3 млн. человек, а размер внутреннего рынка, составляет около 2,3 трлн. рублей или менее 0,09 трлн. долларов США – что менее 5% от общероссийского.

Это означает, что реализация данной стратегии не может обеспечить опережающего развития Дальнего Востока.

Модель, ориентированная на рынок европейской части России.

Российский рынок и его европейская часть являются одними из крупнейших в мире и составляют более 45 трлн. рублей или около 1,5 трлн. рублей. Однако вполне очевидно, что размещение на Дальнем Востоке производств ориентированных на рынки европейской части России экономически нерационально, прежде всего, в силу их большой удаленности и высоких транспортных издержек. Размещение таких производств рационально в европейской части России. Это означает, что данная стратегия не является жизнеспособной.

Модель, ориентированная на рынок стран АТР.

Дальний Восток непосредственно граничит с крупнейшим мировым рынком стран АТР:

- население стран АТР составляет 4 млрд. человек – это больше половины населения планеты, в 28 раз больше населения России и более чем в 650 раз больше населения ДФО;

- ВВП стран АТР составляет 50,9 трлн. долларов США – это две трети ВВП планеты, почти в 20 раза больше ВВП России и 566 раз больше ВРП ДФО;

- азиатско-тихоокеанский регион является крупнейшим в мире импортером; объем импорта 7 крупнейших экономик региона составляет 6,8 трлн. долларов США.

Объем несырьевого импорта этих стран составляет 4,8 трлн. долларов США

При этом расстояние от Хабаровска до Пекина в 4,6 раза меньше, чем до Москвы, а Токио и Сеул примерно в 5,5 раз ближе. Это означает, что столицы 2-й, 3-й и 12-й экономик мира находятся в радиусе 2-х часового перелета от столицы Дальневосточного федерального округа. Основываясь на естественном факторе географического положения округа и небольшом размере его собственного внутреннего рынка, экономически рациональным стратегическим выбором приоритета является экспортно ориентированная в страны АТР модель развития Дальнего Востока России.

Основными ограничениями в реализации экспортно ориентированной модели развития Дальнего Востока являются:

- неконкурентоспособность условий поддержки экспорта, инвестирования и ведения бизнеса в ДФО в сравнении со странами АТР;

- недостаточность активной и последовательной государственной политики по привлечению инвестиций в несырьевые экспортно ориентированные отрасли промышленности;

 —  ограниченность доступа на рынки стран АТР вследствие отсталости и недостаточности инфраструктуры.

Исходя из возможностей рынка, конкурентных преимуществ макрорегиона и ограничений в их реализации модель экономического развития округа должна характеризоваться следующими свойствами:

- наступательная государственная политика в поддержке экспорта и привлечении прямых инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций;

- развитие экспортных территорий опережающего развития (ЭТОР) в виде особых экономических зон, индустриальных, технологических, агропромышленных парков с лучшими в АТР и глобально конкурентоспособными условиями для реализации инвестиционных проектов;

- развитие инфраструктуры, «на полшага» опережающее приход инвесторов. Развитие инфраструктуры необходимо точечно фокусировать на потребностях конкретного пула инвесторов;

 — разработка природных ресурсов с обязательным заключением инвестиционных соглашений, предусматривающих требование непрерывного роста локализации технологических цепочек по переработке сырья;

 —  реализация крупных инфраструктурных проектов по модели финансирования под будущее увеличение налогооблагаемой базы, обеспечивая, таким образом, значительную долю самофинансирования новой модели экономического развития;

 —  организация финансирования инфраструктурных проектов с привлечением широкого круга международных финансовых институтов;

- сопоставимая по масштабам система стимулирования экспорта;

 —  социальные инициативы по развитию, привлечению жителей на Дальнем Востоке;

- опережающее развития среднего и малого бизнеса, обеспечивающих в том числе систему аутсорсинга инвесторов.

Главным условием успешной реализации экспортной модели развития Дальнего Востока является эффективное сотрудничество со странами АТР в инвестиционной и внешнеторговой сферах на основе принципа, озвученного в Послании Президента России Федеральному Собранию в 2012 году:

«Стержнем нашей экономической политики должна стать конкурентоспособность всех ключевых факторов ведения бизнеса в России».

Модельная экспортная территория опережающего развития ДФО

Мировой опыт стран, активно привлекающих инвестиции и стимулирующих экспорт, показывает, что главным инструментом реализации экспортной модели экономического роста являются экспортно ориентированные территории опережающего развития. Различные особые (свободные) экономические зоны, индустриальные, технологические, агропромышленные парки, зоны внешней торговли являются точками роста экономики большинства стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В настоящее время в Китае функционирует более 400 особых зон, в США — более 270, в городе-государстве Сингапуре – 7.

Особые экономические зоны являются лучшей международной практикой развития экспорта и эффективным механизмом привлечения прямых инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций, освоения технологий.

В особых экономических зонах резидентам предлагаются более привлекательные условия для ведения бизнеса, чем базовые на территории государства.

Ключевой фактор успеха ЭТОР – это обеспечение конкурентоспособных условий для реализации инвестиционных проектов и работы инвесторов — резидентов.

Анализ практики стран АТР по работе особых экономических зон позволяет со всей очевидностью сформировать условия конкурентоспособной модельной экспортной территории опережающего развития для ДФО.

1. Управление системой экономического развития Дальнего Востока

Система управления экономическим развитием Дальнего Востока должна обеспечивать выполнение задачи, поставленной Президентом России В. Путиным в его выступлении 2 октября 2013 года на форуме «Россия зовет!»:

«Создание максимально благоприятных условий для инвестиций, для открытия новых производств является приоритетом работы и нового вице-премьера, и руководства Министерства развития Дальнего Востока».

Управление экономическим развитием Дальнего Востока должно осуществляться по 4-м приоритетным направлениям:

- наступательная политика в поддержке экспорта и привлечении прямых инвестиций, в том числе иностранных будет осуществляться Минвостокразвития России и предполагает в соответствии с наилучшей мировой практикой создание специальной структуры, выполняющей функции макрорегионального агентства по привлечению инвестиций;  создание ЭТОР (особых экономических зон, индустриальных, агропромышленных и технологических парков) потребует учреждения специальной Корпорации развития Востока России;

- привлечение негосударственных международных инвестиций на развитие инфраструктуры Дальнего Востока. Будет осуществляться ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона»;

- развитие трудовых ресурсов, привлечения населения. Будет осуществляться Минвостокразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации.

Целесообразно создание Агентства по развитию человеческого капитала в виде некоммерческой организации, поддерживающей социальные инициативы по закреплению и привлечению жителей на Восток России. Минвостокразвития России должно реализовывать функции регулятора в рамках своих полномочий и осуществлять, целеполагание, координацию и контроль над перечисленными институтами развития Дальнего Востока.

Минвостокразвития России должно осуществлять федеральную поддержку региональных и муниципальных инвестиционных проектов в макрорегионе с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Основные показатели ЭТОР ДФО.

Исходя из предложенной модели развития, необходимо создать сеть экспортных территорий опережающего развития (ЭТОР).

Территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности в государстве, наиболее конкурентоспособном в Юго-Восточной Азии, КНР — составляют среднюю площадь 800 га после 20 лет развития.

Российские индустриальные парки – 223 га со средним сроком развития 3 года. Целевое значение 1-й очереди предлагаемых ЭТОР – 600 га с 6-летним горизонтом развития.

Наиболее подготовленными для формирования таких условий в ЭТОР на настоящий момент являются территории Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Сахалинской области. Вследствие этого, на старте предполагается создание первых 4-х пилотных международно-конкурентоспособных ЭТОР.

Комментарии к сравнительному анализу условий в особых экономических зонах стран АТР и модельной обособленной территории экономического развития

1. По налогу в ОЭЗ нет преференций по сравнению с общим режимом в Сингапуре, но средняя ставка минимальная в странах АТР. В Сингапуре действует диапазон ставок: 0%-20%, для целей сопоставления с другими странами рассчитана средняя арифметическая — 10%.

2. Рассчитано как средняя ставка на 10-летний период со следующими допущениями: В Корее в ОЭЗ предоставляются следующие льготы по налогу на прибыль: 100% — освобождение на 3 года с момента начала получения выручки от основной деятельности, 50% — за 2 последующих года, при этом базовые ставки налога: 11% -24,2%, то есть средняя — 17,5%. При этом за горизонтом 5 лет используется не эта ставка, а минимальная из базовых ставок налога на прибыль из рассматриваемых стран- 17%.

Кроме того, из лучших практик — применение следующих условий:

 —  100% уплаченного налога на прибыль на реинвестированную часть прибыли возмещается государством при условиях: иностранный инвестор использует прибыль, заработанную его предприятием в Китае, на учреждение или расширение экспортирующего и технологически продвинутого предприятия в Китае на срок более 5 лет;

- затраты на обучение персонала вычитаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

- распространение налоговых льгот на иностранные компании, занимающиеся строительством дорог, железных дорог, портов и аэропортов для обеспечения деятельности ОЭЗ, для компаний, занимающихся транспортными и энергетическими проектами для строительства ОЭЗ;

 —  вычеты из облагаемого налогом дохода в зависимости от количества занятых на предприятиях СЭЗ граждан государства-инициатора создания СЭЗ.

Лучшей практикой является логистика со следующими решениями, обеспечивающими минимизацию затрат и времени резидентов ОЭЗ:

 —  соглашение с ближайшими аэропортами об облегченной процедуре прохождения таможенных процедур;

- наличие экспортно-процессинговой зоны;

- наличие структуры, напрямую осуществляющей контроль/диспетчеризацию таможенной очистки грузов;

 —  предоставление услуг LCL-карго (в случае недостаточности веса груза для заполнения целого контейнера);  прямое взаимодействие «зона-порт»;

 —  международная логистика (прием грузов, сортировка и отправка); 

 — наличие бондовых склады (беспошлинное хранение товаров, их перегрузка или переработка);

 —  круглосуточная работа;

 — быстрое прохождение грузов через таможню − до 24 часов (при импорте товары поступают в СЭЗ в те же сутки);

- наличие логистического центра (грузовое и логистическое оборудование, присутствие крупных международных экспедиторских и логистических компаний в СЭЗ);

- бесплатная доставка грузов из аэропорта/порта на таможенные склады.

Дополнительные плюсы для инвестора в ОЭЗ: регулирование трудовых взаимоотношений, которое позволяет без существенных издер¬жек нанимать/увольнять работников, отсутствие необходимости предоставлять работникам социальные гарантии (оплачиваемые отпуска и т.д.)+ меры привлечения кадров: льготы по налогу на персональный доход, субсидии к заработной плате, субсидии на обучение, льготная арендная плата на жилье- для талантливых сотрудников и для кадров особо дефицитных специальностей/профессий.

Защита интеллектуальной собственности:

 —  охват патентованием деловых методов (инвестиционные схемы, системы страхования, коммерческая торговля в Интернете, информационные системы, методы обучения);

 —  санкции против сетевого пиратства (регистрации в качестве адресов в Интернете популярные товарные знаки и собственные имена в целях введения в заблуж-дение потребителей или получения выкупа у настоящих владель¬цев);

- обеспечение защиты прав ИС в соответствии с требованиями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Одна из лучших системы защиты интеллектуальной собственности — Японии

Основные элементы успешной стратегии стимулирования экспорта в странах АТР:

 —  предоставление прямых кредитов зарубежному покупателю продукции из ЭТОР;  выдача гарантий отечественным или иностранным банкам для предоставления ими кредитов экспортерам;

- страхование кредитов, выданных отечественными или зарубежными банками импортерам продукции из ЭТОР;

- средне- и долгосрочное страхование коммерческих экспортных кредитов по сделкам, превышающим два года;

 —  средне- и долгосрочное страхование кредитов, выданных зарубежному покупателю продукции из ЭТОР;

 —  предоставление гарантий по предотгрузочным и послеотгрузочным экспортным кредитам;

 —  доступ экспортеров к импорту по мировым ценам (отсутствие тарифов на импорт);

 —  наличие масштабного финансирования продвижения экспорта (посредством специальных инструментов, описанных ниже);

 —  помощь государства в проникновении на внешние рынки (в том числе создание благоприятного инвестиционного климата для национальных и зарубежных инвесторов и производителей, экспортеров);

 —  гибкость политики стимулирования экспорта: многие страны неоднократно меняли меры по стимулированию экспорта в процессе его развития, отбрасывая неудачные и расширяя применение удачных мер.

К наиболее эффективным инструментам поддержки экспорта в достигших наибольших успехов в стимулировании экспорта государствах АТР относятся:

 —  экспортные премии (субсидии) — финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу. Их применение в настоящее время ограничено в связи с запретом на преференции, прямо имеющие отношение к международной торговле, для стран, вступивших в ВТО.

 —  экспортные кредиты — распространяются в основном на готовую продукцию. Включают в себя как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Реализуется через банки и межправительственные банковские организации, создание специальных фондов кредитования

 —  страхование экспорта — осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только традиционные коммерческие, но и политические риски. Распространяется в настоящее время на широкий круг товаров и стран, сроки страхования достаточно разноообразны. Реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Канадское Агентство развития экспорта, Экспортно-импортный банк Кореи.

 —  налоговые и таможенные льготы предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов. Применяются следующие стимулы: снижение налога с компаний, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание необлагаемых налогом денежных фондов развития экспорта, снижение и возврат таможенных пошлин. Южная Корея Экспортно-импортный банк Кореи – государственное агентство экспортного кредитования, которое помимо поддержки экспортеров отвечает за два государственных фонда (Фонд экономического развития и кооперации и Корейскую официальную программу помощи в целях развития).

В отличие от рассмотренных выше экспортных кредитных агентств Экспортно-импортный банк Кореи больше вовлечен в выдачу прямых кредитов корейским предприятиям, участвующих во внешнеторговых операциях.

К основным услугам данного агентства относятся:

 —  выдача кредитов на срок два года и более корейским экспортерам инвестиционных товаров, таких как корабли, промышленное оборудование, энергетическое оборудование) и установки, При этом обращение к Эксимбанку предполагает, что кредит предоставляется на длительные сроки и его объем больше, чем обычно предлагает коммерческий банк

 —  предоставление прямых кредитов зарубежному покупателю корейской продукции;

 —  выдача краткосрочных кредитов (до двух лет) корейским малым и средним предприятиям-экспортерам;

- реализация программы выдачи межбанковских экспортных кредитов, а именно, открытие кредитных линий иностранным банкам для выдачи кредитов зарубежным предприятиям на покупку корейских товаров, подтвержденные аккредитивы Эксимбанка в дополнение к обязательствам зарубежного банка;

 —  экспортный и импортный факторинг;

 —  открытие импортного аккредитива для корейских компаний, импортирующих товары для производства экспортной продукции (в случае краткосрочных экспортных контрактов);

 —  переучет торговых векселей с целью предоставления корейским коммерческим банкам валюты для выдачи экспортных кредитов;

- предоставление инвестиционных кредитов корейским компаниям, осуществляющим инвестиции за рубежом;

 —  выдача кредитов корейским импортерам для покупки инвестиционных и высокотехнологичных товаров, своевременная поставка которых является очень важной для национальной экономики; 

 — выдача гарантий корейским или иностранным банкам для предоставления ими кредитов как корейским экспортерам, так и зарубежным покупателям корейских товаров.

В свою очередь, Корейская корпорация страхования торговли была создана правительством Кореи в 1992 г. для осуществления программ экспортного и импортного страхования. В 2009 г. Корпорация предоставляла страховое покрытие 32% от общего объема экспорта страны, к ее основным услугам относятся:

 —  страхование краткосрочных экспортных кредитов и выдаваемых банком аккредитивов;

 —  страхование кредитов, выданных корейскими или зарубежными банками импортерам корейской продукции;

 —  страхование сельскохозяйственной продукции, а также продукции рыбоводства и животноводства от невозможности выполнения контракта, колебания цен на мировых рынках;

 —  предоставление гарантий по предотгрузочным экспортным кредитам. Эта услуга в первую очередь направлена на помощь малым и средним предприятиям, которым, как правило, сложно получить кредит банка на осуществление экспортных операций

 —  предоставление гарантий по послеотгрузочным экспортным кредитам

- средне- и долгосрочное страхование предотгрузочных экспортных кредитов в случае, если расчетный период по контракту превышает два года.

 —  средне- и долгосрочное страхование коммерческих экспортных кредитов по сделкам превышающим два года;

 —  средне- и долгосрочное страхование кредитов, выданных зарубежному покупателю корейской продукции;  страхование процентного риска, данный продукт предназначен для банков, которые попадают под средне- и долгосрочное страхование кредитов, выданных зарубежному покупателю корейской продукции;

 —  страхование иностранных инвестиций и строительных работ за рубежом;

 —  страхование экспортных облигаций.

Канада Канадское Агентство развития экспорта (Export Development Canada)

– в отличие от большинства экспортных кредитных агентств, которые используют для своей деятельности ежегодно выделяемые государственные ассигнования, данное финансово-кредитное учреждение располагает собственным капиталом и опирается в своей деятельности на коммерческие принципы, т.е. кредиты предоставляются под проценты, а при страховании взымается премия, инвестиционный отдел продает ценные бумаги и привлекает средства на мировых финансовых рынках.

Основными видами деятельности Канадского Агентства развития экспорта являются:

 —  предоставление экспортных гарантий предприятиям-экспортерам для получения кредитов в обслуживающих их банках с целью

а) финансирования работ, выполняемых в рамках экспортных контрактов, предполагающих многократные поставки, или связанных с ним запасов продукции;

б) финансирования оборотного капитала для выполнения экспортных контрактов;

в) покупки оборудования, а также другой связанной с экспортом деятельности;

 —  оказание поддержки предприятиям, желающим расширить свою деятельность за счет осуществления инвестиций за пределы Канады;

 —  финансирование домилицированных за рубежом товарных запасов, в том случае если они представляют собой готовую продукцию, на которую экспортер имеет свободный правовой титул;

 —  высвобождение оборотных средств за счет использования векселей под иностранную дебиторскую задолженность;

 —  предоставление гарантий экспортерам для получения кредитов в коммерческих банках.

Как правило гарантии покрывают 75% от объема кредита, но они могут составлять и 100%, если канадские компании осуществляют инвестирование за рубежом или планируют установить производственные линии в зарубежных филиалах;

 —  покупка векселей, выданных экспортеру зарубежным покупателем канадской продукции, что позволяет ускорить доступ предприятиям к денежным средствам;

- предоставление займов или же открытие кредитных линий зарубежным покупателям экспортных товаров;

- предоставление гарантий зарубежным покупателям экспортных товаров для получения ими кредитов в своих банках для покупки канадских товаров;

 —  финансовое сопровождение крупных проектов (консультации, финансирование, технические ноу-хау);  предоставление кредитов, со-финансирования или гарантий экспортно ориентированным канадским компаниям;

- оказание поддержки малым предприятиям-экспортерам.

Важным направлением деятельности Корпорации является и финансирование экспортных операций, EDC использует различные формы взаимодействия с зарубежными банковскими учреждениями для упрощения расчетов по внешнеторговым сделкам, однако, наибольшее распространение получили три следующие финансовые схемы:

 —  кредитные линии; суть заключается в том, что EDC предоставляет в распоряжение иностранного банка заем, средства из которого переадресуют, с согласия Корпорации, конкретным покупателям канадских товаров и услуг. При этом условия возврата, процент по займу, и прочие условия предоставления кредита оговариваются между EDC и соответствующим финансовым учреждением;

 —  кредитный протокол для покупателя (Buyer Credit Protocol) оформляется в виде соглашения между EDC и зарубежным банком, позволяющее последнему давать гарантии покупателям канадских товаров на получение экспортных кредитов от Корпорации. В соглашении особо оговаривается максимальный объем сделок, по которым иностранный банк может гарантировать кредитование EDC;

 —  кредитный протокол для поставщика (Supplier Credit Protocol) представляет собой соглашение между Корпорацией и зарубежной финансовой организацией, по которому последняя имеет право гарантировать долговые обязательства («promissory notes"/"billets a ordre») покупателя перед канадским экспортером, которые выступают в роли средства платежа по сделке и выкупаются EDC у продавца продукции после завершения поставок.

В тех случаях, когда EDC не имеет указанных выше договоренностей с иностранными партнерами или когда объемы сделок превышают возможности кредитных линий и протоколов, Корпорация идет на предоставление прямых кредитов покупателям канадской продукции («direct buyer loans"/ «prets directs l\'acheteur»).

Кредитование экспорта EDC в значительной части осуществляет не за счет собственных ресурсов, а из переданных в ее распоряжение кредитов, предоставляемых правительством Канады третьим странам.

Корпорация активно использует комбинирование этих льготных правительственных займов с собственными коммерческими кредитами. EDC обязана распоряжаться государственными средствами на основе тех же принципов, что применяются к менеджменту собственных ресурсов, но не несет финансовой ответственности за убыточность или другие проблемы, возникающие при использовании правительственных кредитов.

Деятельность Корпорации в сочетании с широким спектром консультационных и образовательных услуг расширяет возможности экспорта канадской продукции. EDC оказывает финансовые и консультационные услуги предприятиям различных отраслей экономики, в том числе аэрокосмической, лесной, горнодобывающей, нефтяной и газовой, металлургической, в энергетике, в области телекоммуникаций и информатики.

Как правило, наиболее часто услугами EDC пользуются производители из провинций Квебек и Онтарио. США В США экспортным кредитным агентством является Экспортно-импортный банк (Эксимбанк) – государственный банк, осуществляющий поддержку экспортеров путем выдачи кредитов, как американским экспортерам, так и покупателям американских товаров, предоставления гарантий и оказания услуг по страхованию. К основным видам деятельности данного банка относятся:

 —  преэкспортное финансирование – предоставление гарантий для получения экспортерами кредита в коммерческих банках на финансирование оборотного капитала, что расширяет для предприятий возможности доступа к денежным средствам, в том числе при наличии дебиторской задолженности;

 —  предоставление гарантий для кредитоспособных международных покупателей американский товаров и услуг, что, в свою очередь, позволяет им получать в коммерческих банках кредиты, которые в противном случае были бы недоступны, по приемлемых ставкам на срок от одного года до двух лет;

 —  предоставляет для международных покупателей экспортных товаров гарантии для получения ими лизингового финансирования в коммерческих банках для покупки американских товаров. Данные гарантии предоставляются в случае, когда без них получение кредитов невозможно или же процентные ставки по кредитам являются экономически невыгодными для предприятий;

 —  предоставление кредитов по фиксированным ставкам кредитоспособным международным покупателям (как из частного, так и государственного сектора) американских товаров и услуг;

 —  экспортное финансирование малого бизнеса. Австралия Корпорация финансирования и страхования экспорта Австралии (EFIC) – экспортное кредитное агентство, осуществляющее свою деятельность на коммерческой основе, исходя из принципов самофинансирования, и подотчетное Министерству торговли и парламенту Австралии. Его задачей является восполнение так называемого «провала рынка», а именно, работа в том сегменте предоставления кредитов или оказания услуг по страхованию, где возможности коммерческого сектора ограничены или недостаточны для того чтобы оказать поддержку экспортерам австралийской продукции.

Таким образом, Корпорация является не конкурентом частных коммерческих банков и страховых организаций, а дополняющим их государственным агентством. Все обязательства данного ЭКА перед третьими сторонами гарантируются государством.

Корпорация финансирования и страхования экспорта Австралии осуществляет следующие виды деятельности:

 —  предоставление гарантий предоплаты зарубежным покупателям австралийских товаров, для того чтобы они могли сделать авансовый платеж предприятию-экспортеру до получения от него товаров или услуг;

 —  предоставление зарубежному покупателю австралийских товаров и услуг гарантийных обязательств выполнения всех условий контракта (облигаций, гарантирующих заказчику возмещение убытков при невыполнении подрядчиком своих обязательств);

 —  предоставление договорных облигаций, защищающих зарубежных покупателей австралийских товаров и услуг от потерь, если после исполнения контракта обнаружится, что товары или услуги не отвечают условиям договора;

 —  предоставление облигаций для предприятий, экспортирующих товары и услуги в США, поскольку для работы на этом рынке поставщики, как правило, должны иметь облигации с гарантией от зарегистрированного США эмитента данных облигаций. Облигации с гарантией должны покрывать до 100% стоимости экспортного контракта в качестве гарантии выполнения их обязательств;

 —  предоставление зарубежным покупателям австралийской продукции прямых кредитов, которые поступают непосредственно на счет компании-экспортера, осуществляющего поставку товара;  предоставление гарантий банку зарубежного покупателя для выдачи кредита на покупку австралийской продукции.

При этом в качестве условия может быть оговорено, что сумма кредита непосредственно переводится на счет австралийской компанииэкспортера;

 —  предоставление гарантии документарного аккредитива банку, в котором обслуживается австралийская компания-экспортер;

 —  предоставление австралийским компаниям-экспортерам гарантий относительно изменений валютного курса;  предоставление малым и средним фирмам-экспортерам гарантий для получения в своем банке кредитов на оборотный капитал;

 —  страхование гарантий предоплаты, предоставление гарантий (страхование) документарных аккредитивов, страхование экспортных платежей, страхование от политических рисков.

Китай. Экспортно-импортный банк Китая – государственное экспортное кредитное агентство, созданное в 1994 г. с целью оказания поддержки экспорта механического и электронного оборудования, новых и высокотехнологичных продуктов китайских предприятий.

К основным видам деятельности Эксимбанка относятся:

 —  предоставление средне- и долгосрочных кредитов зарубежным покупателям экспортной продукции, технологий и услуг;

 —  предоставление кредитов китайским предприятиям для финансирования экспорта механического и электронного оборудования, комплектов оборудования, новых и высокотехнологичных товаров, а также оказания услуг. Кредиты предоставляются, когда необходимо получение большого объема средств, и срок погашения является длительным. Данные кредиты являются для банка некоммерческим, средства для их выделения поступают банку из государственного бюджета.

Выделение кредитов тесно связано с государственной промышленной, внешнеэкономической, денежно-кредитной политиками;

 —  предоставление импортных кредитов зарубежным покупателям китайских экспортных товаров;  предоставление услуг торгового финансирования (аккредитивов, банковских гарантий, форфейтинг, факторинг и т.д.);

 —  предоставление гарантий по кредитам;

 —  предоставление льготных кредитов китайского правительства. Данные кредиты выдаются по указанию китайского правительства и по своей природе являются официальной помощью правительствам стран, реализующих проекты в области промышленности и строительства инфраструктуры, а также проектов, имеющих социальную направленность.

В рамках программы предоставления льготных кредитов может финансироваться закупка китайского оборудования, товаров и услуг;

 —  получение кредитов министерством финансов от имени китайского правительства от иностранных правительств и международных финансовых организаций. Агентством, занимающимся страхование внешнеэкономических операций, является Китайская корпорация страхования экспорта и кредитов (SINOSURE), созданное в 2001 г. с целью поддержания экспорта высокотехнологичной продукции и товаров с высокой долей добавленной стоимости

Для создания современного финансового учреждения особое внимание уделялось подбору кадров, в связи с чем треть сотрудников имею опыт работы в финансовых учреждениях за границей. Капитал Корпораций сформирован за счет Фонда риска страхования экспортных кредитов в соответствии с государственным бюджетом.

Основными услугами, предлагаемыми корпорацией являются:

 —  краткосрочное страхование экспортных кредитов (пред- и постотгрузочных) от коммерческих и политических рисков;

 —  средне- и долгосрочное страхование экспортных кредитов, в первую очередь, с целью поддержки китайских экспортеров электроники, высокотехнологичных товаров, а также продукции с высокой долей добавленной стоимостью.

Такого рода страхование также направлено на поддержку банков, выдавших кредиты китайским предприятиям экспортерам;

- страхование инвестиций, сделанных китайскими компаниями за рубежом;

 —  предоставление финансовых (гарантий по комплексным кредитам, гарантии по кредиту поставщика, гарантии по финансированию проектов) и нефинансовых гарантий (заявочных гарантий, облигаций, гарантирующих возмещение убытков при невыполнении подрядчиком своих обязательств, гарантий предоплаты и т.д.);

 —  проведение анализа страновых рисков;

 —  подготовка отчетов по выдаваемым в мировой экономике кредитам на промышленно-торговую деятельность.

Основные принципы управления в лучших ОЭЗ стран АТР:

 —  тесное сотрудничество с государственными органами власти, реализация проекта в рамках программы развития территорий и развития промышленного потенциала региона;

 —  активная маркетинговая кампания по привлечению новых инвесторов с участием как государственных органов, так и частных компаний;

 —  оптимизация процессов согласования и получения разрешений потенциальными инвесторами;  помощь и поддержка компаний-пользователей на всех этапах проекта;

 —  широкий спектр услуг для молодых компаний — наличие бизнес-инкубаторов.

 —  концепция финансирования создания ОЭЗ: развитие участка на государственные средства и вложение полученных доходов в дальнейшее развитие территории (налоги в течение 5 первых лет функионирования ОЭЗ остаются полностью в распоряжении ОЭЗ, затем доля остающихся в ОЭЗ налогов уменьшается, через 15-20 лет она составляет 1/3 от всех налогов резидентов ОЭЗ);

 —  принцип развития ОЭЗ на последующих этапах – привлечение инвесторов на раннем этапе и совместное развитие территории

– обеспечение роста масштабов развиваемых территорий;

 —  разделение рисков девелопмента между участниками проекта: инфраструктурная подготовка площадок за счет государственного финансирования;

 —  создание благоприятного налогового и таможенного режима.

 —  наличие гибкой системы работы с инвесторами, предполагающей различные модели организации инвестиций (аренда, приобретение объекта, самостоятельное строительство на выбранном участке).

  Приоритетные направления управления развитием Дальневосточного федерального округа.

1. Наступательная политика макрорегиона в привлечении инвестиций, в том числе иностранных инвестиций Большинство стран Азиатско-Тихоокеанского региона приняли конкурентные стратегии привлечения инвестиций, предлагая более стабильное правовое и финансовое окружение, а также прочие выгоды, включая побудительные механизмы, доступную инфраструктуру, подготовку кадров, быстрое одобрение проектов, налоговые льготы, таможенные послабления, дешевое финансирование и прямые субсидии на реализацию проектов.

Необходимые инвестиции Дальний Восток сможет получить только в том случае, если условия размещения бизнеса будут относительно лучше, чем в иных странах, конкурирующих за привлечение капитала. Кроме создания конкурентоспособных условий, необходимо осуществлять постоянный активный поиск потенциальных инвесторов и проводить эффективную информационную (промоутерскую) деятельность, а именно:

а) разработать коммуникационную стратегию привлечения инвестиций на Дальний Восток и обеспечить ее планомерную реализации;

б) создать Дальневосточное агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта – главный инструмент реализации коммуникационной стратегии;

в) скоординировать деятельность регионов Дальневосточного федерального округа в общем направлении привлечения инвестиций, поощряя конкуренцию в создании лучших региональных условий и стимулируя сотрудничество регионов в части создания макрорегиональных кластеров.

Основными целями Агентства по привлечению инвестиций являются:

а) формирование благоприятного и узнаваемого образа Дальнего Востока в целевой аудитории российских инвесторов, и на мировом рынке прямых иностранных инвестиций в качестве территории привлекательной для реализации инвестиционных проектов;

б) создание комфортной информационно-коммуникационной среды для инвесторов при реализации конкретных проектов на Дальнем Востоке;

в) стимулирование и продвижение российского экспорта в страны АТР. В отличие от сложившейся практики работы органов исполнительной власти, спецификой деятельности Агентства, должен стать проактивный и клиент ориентированный подход к работе с инвесторами.

Принципиально, что деятельность агентства не может быть коммерческой по своей сути: платеж агентству со стороны инвесторов за услуги «одного окна» будет восприниматься как неприкрытая форма коммерциализации госуслуг. Агентству не требуется привлекать инвестиции в свой капитал. Агентство может финансировать как некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного или автономного учреждения.

Направления деятельности агентства:

 —  анализ мирового рынка прямых иностранных инвестиций и анализ российской конъюнктуры;

 —  инвестиционный маркетинг и продвижение макрорегиона. Организация и проведение маркетинговых исследований при реализации инвестиционных проектов на территории. Брендирование территорий. Организация выставок, форумов и иных публичных событий, направленных на привлечение инвесторов. Продвижение макрорегиона в печатных и электронных средствах массовой информации. Издательская и полиграфическая деятельность, рекламная деятельность. Организация бизнес-туризма.

 — прямые коммуникации с инвесторами и обеспечение «одного окно» для инвесторов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

 —  безвозмездная консультационная поддержка инвесторов по широкому кругу вопросов реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке: от условий ведения бизнеса до решения «бытовых» проблем;

 —  сопровождение инвестиционных проектов реализующихся и планируемых к реализации на территории Востока России;

 —  разработка и реализация программы стимулирования и продвижения российского экспорта из регионов Дальнего Востока в страны АТР.

Прямым результатом деятельности Агентства по привлечению инвестиций должен стать рост делового интереса инвесторов, в том числе иностранных инвесторов, к реализации проектов на Дальнем Востоке.

Создание (девелопмент) экспортных территорий опережающего развития Российский и международный опыт работы с инвесторами показывает, что типовыми требованиями инвесторов к производственным площадкам являются:

 —  расположение в границах развитых промышленных территорий;

 —  государственная или муниципальная собственность на земельный участок (либо собственность организации с участием государства);

 —  наличие инженерных коммуникаций и свободных мощностей на границе площадки;

 —  развитая транспортная инфраструктура;

 —  правовой статус земельного участка, разрешающий его застройку, включая земельные и градостроительные вопросы;  «юридическая чистота» прав на земельный участок;

 —  наличие результатов инженерных изысканий на земельном участке;

 —  «совместимость» соседствующих производств и учет их интегрального воздействия на окружающую среду;

 —  возможности локализации в непосредственной близости поставщиков и провайдеров услуг. Очевиден факт дефицита (даже отсутствия) земельных участков, в максимальной степени удовлетворяющих указанным критериям.

Источники бюджетных инвестиций в масштабные проекты развития ЭТОР из государственного бюджета существенно ограниченны. Инструментом решения указанных вопросов должна стать Корпорация развития Востока России, создаваемая в форме открытого акционерного общества. Цели корпорации:  привлечение и размещение инвесторов в ЭТОР;

 —  создание и развитие инфраструктуры ЭТОР;

- организация финансирования инфраструктурных проектов в части девелопмента.

Создание и развитие инфраструктуры ЭТОР координируется корпорацией развития и осуществляется за счет:

 —  собственных и привлеченных средств, в том числе заемных;

 —  инвестиционных программ компаний-поставщиков коммунальных ресурсов;

 —  бюджетных средств на инвестиционную деятельность, выделяемых в порядке и на условиях, определенных законодательством;

 —  долевого участия резидентов ЭТОР и иных инвесторов;

 —  иных источников.

Корпорация развития осуществляет следующие шаги по созданию и развитию инфраструктуры ЭТОР:

 —  осуществляет предварительный отбор перспективных с точки зрения промышленного развития земельных участков;  заключает соглашения с субъектами федерации и органами местного самоуправления области о сотрудничестве в сфере реализации проектов развития территорий;

 —  приобретает права на земельные участки. Приобретение прав на земельные участки и управление проектами развития ЭТОР может осуществляться через дочерние общества корпорации развития – проектные компании;

 —  анализирует наилучшие варианты использования земельных участков и разрабатывает маркетинговую стратегию будущего индустриального парка, ориентированную на определенный круг целевых инвесторов;

 —  обеспечивает подготовку необходимых обоснований для принятия решений об установлении правового режима земельного участка, разрешающего его промышленную застройку;

 —  разрабатывает схемы генеральных планов ЭТОР;

 —  заключает договоры о развитии инфраструктуры ЭТОР (договоры о технологическом присоединении, договоры подряда, инвестиционные контракты).

Под инфраструктурой ЭТОР понимаются инженерные объекты газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и канализации, телекоммуникаций, обеспечения пожарной безопасности, утилизации бытовых и промышленных отходов, подъездные автомобильные дороги и железнодорожные пути; корпорация развития может от своего имени заключать и финансировать договоры о развитии инженерной инфраструктуры исходя из прогноза потребляемых мощностей будущими инвесторами.

После заключения инвестиционного соглашения с инвестором корпорация развития передает права на часть присоединяемой мощности инвестору, заключив дополнительное соглашение о передаче прав и обязанностей по договору о развитии инфраструктуры;

 —  осуществляет передачу прав на земельные участки в границах ЭТОР инвесторам в соответствии с инвестиционными соглашениями, заключаемыми с инвесторами;

 —  обеспечивает подведение инженерной и транспортной инфраструктур до границ земельного участка, предоставляемого инвестору;

 —  осуществляет управление и эксплуатацию общеузловыми объектами индустриальных парков в случае необходимости;

 —  оказывает иные услуги инвесторам на территориях индустриальных парков. Рассматриваются несколько источников финансирования Корпорации развития:

 —  первоначальные бюджетные инвестиции в уставный капитал открытого акционерного общества «Корпорация развития Востока России»;

 —  выручка от реализации прав на земельные участки инвесторам на территориях ЭТОР (где это не противоречит законодательству).

Цены на земельные участки могут покрывать затраты Корпорации развития на развитие инфраструктуры ЭТОР;

 —  участие партнеров-соинвесторов в уставном капитале Корпорации развития;

 —  субсидии, предусматриваемые в федеральном и региональном бюджетах в порядке, определяемом соответствующими органами власти;

 —  заемные средства (включая кредиты банков, облигации). Обеспечением возвратности могут служить государственные гарантии, залог активов Корпорации развития (включая права на земельные участки);  средства частных инвесторов за счет долевого участия в проектах развития ЭТОР.

Для целей привлечения частных инвесторов в проекты развития инфраструктуры ЭТОР уполномоченная организация может учреждать совместные дочерние общества, продавать доли участия в существующих дочерних обществах;

 —  средства федеральных институтов развития, например, Инвестиционного фонда Российской Федерации и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Фонд развития Востока России» выделяемые в порядке и на условиях, определенных законодательством.

Ожидаемые результаты деятельности Корпорации развития:

 —  формирование региональных институтов создания и развития инфраструктуры ЭТОР.

- обеспечение достаточного количества качественных площадок для размещения производств в границах ЭТОР, за счет чего в большей степени будут удовлетворяться потребности инвесторов, что послужит увеличению объема инвестиций в экономику Востока России.

 —  решение проблемы дефицита бюджетного финансирования ЭТОР;

 — привлечение значительных объемов частного финансирования в проекты развития ЭТОР.

- обеспечение гармоничного развития промышленных территорий в муниципальных образованиях.

Корпорация развития и Агентство по привлечению инвестиций осуществляют тесное взаимодействие. Применим территориальный принцип разделения ответственности. Корпорация взаимодействует с инвесторами по всем вопросам размещения «внутри» ЭТОР, Агентство по привлечению инвестиций консультирует инвесторов по более широкому кругу вопросов.

Сформулированный приоритет в деятельности Агентства по привлечению инвестиций и Корпорации развития на работу с иностранными инвесторами не исключает работу с российскими инвесторам, в рамках конкурентоспособной на мировой уровне инвестиционной экосистемы, создаваемой данными организациями.

Привлечение негосударственного международного финансирования к развитию инфраструктуры Дальнего Востока

Ключевую роль в решении данной задачи предстоит сыграть ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона»

Основной целью деятельности фонда является содействие реализации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона инвестиционных проектов, в том числе направленных на развитие общеэкономической и социальной инфраструктуры, сферы инноваций, особых экономических зон, повышение эффективности использования природных ресурсов, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Также дополнительную ключевую роль фонда в том, чтобы сделать инфраструктурные инвестиционные проекты на Дальнем Востоке привлекательными для международных финансистов. Фонд должен взять на себя часть взаимных рисков реализации инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке с участием иностранных инвесторов.

С одной стороны, инвесторов интересуют вложения в инфраструктуру на Дальнем Востоке, но они опасаются страновых рисков. С другой стороны, Россия при заинтересованности в привлечения финансирования инфраструктурных проектов, не должна потерять контроль над критическими объектами инфраструктуры.

Механизм минимизации взаимных рисков может заключаться в учреждении совместных с иностранными инвесторами фондов по страновому и (или) отраслевому принципам.

В свою очередь учрежденные фонды будут выступать инвесторами инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного парт

Число просмотров: 22110
Источник новости: YakutiaPrime