Главное > Совет Федерации: 20 лет

Совет Федерации: 20 лет

02/12 06:09
Совет Федерации: 20 лет

Когда человек не знает, как ему правильно поступить в сложной жизненной ситуации, ему обычно советуют — «поступай по совести». Когда в подобном затруднении оказывается государство — оно должно поступать по Конституции.

Конституция Российской Федерации — это совесть нашего государства. 12 декабря этого года наша страна готовится отметить 20 –летие Основного закона, а 11 января следующего года – 20 лет со дня первого заседания Совета Федерации.

Народная мудрость гласит: «Кто не знает историю, тот не имеет будущего». История парламентаризма зеркало политической жизни любого государства. Россияне не должны забывать свои истоки, чтобы сегодня сквозь призму истории суметь увидеть день завтрашний.

Как известно, Россия, начиная с революции 1917 г., являясь по сути федерацией, имела вплоть до 1990 г. однопалатный высший представительный орган государственной власти.

Двухпалатная структура российского парламента была учреждена в 1990 г. в ходе конституционной реформы 1989 г. В результате Верховный Совет РСФСР теперь состоял из двух палат: Совета республики и Совета национальностей. Палаты Верховного Совета России практически заседали совместно.

История развития постсоветского парламентаризма свидетельствует, что за годы своего существования Совет Федерации пережил несколько разных этапов к порядку его формирования и организации деятельности.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образован в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, как палата парламента, представляющая интересы регионов на федеральном уровне.

20-летний исторический период — это время законодательного обеспечения новой государственности и развития, время, которое сопровождалось большим массивом политически значимых событий и явлений, глубокими социальными и экономическими переменами, переосмыслением основ и понятий государственности, федерализма, парламентаризма и наполнения их реальным и действенным содержанием. Именно с позиций ответа на вызовы времени Совет Федерации Федерального Собрания РФ изменялся и совершенствовался.

В конце 1995 года был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с ним представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначался высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирался законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Полномочия членов Совета Федерации осуществлялись на постоянной основе.

5 декабря 2001 года Председателем Совета Федерации был избран Сергей Михайлович Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

4 февраля 2009 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с новым законом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта. Законом был установлен переходный период, в течение которого действующие члены Совета Федерации могли доработать свой срок полномочий. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2011 года.

10 сентября 2011 года Председателем Совета Федерации была избрана Валентина Ивановна Матвиенко, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга.

В ноябре 2011 года серьезные изменения претерпела внутренняя структура Совета Федерации: вместо прежних 16 комитетов и 11 постоянных комиссий было создано 10 комитетов.

В 2012 году рабочей группой Совета Федерации был разработан и вынесен на общественное обсуждение проект федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий более активное участие граждан страны в формировании «палаты регионов». Инициатива получила поддержку общества, и в июне законопроект был внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу. 20 ноября 2012 года новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Государственной Думой, 28 ноября одобрен Советом Федерации и 3 декабря подписан Президентом России.

Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2013 года. Законом предусмотрена «плавная» ротация действующего состава палаты. Член Совета Федерации, избранный (назначенный) до дня вступления закона в силу, продолжает исполнять свои полномочия до наделения полномочиями нового члена Совета Федерации в порядке, установленном законом, после проведения очередных выборов в соответствующий орган власти субъекта Российской Федерации.

В 2012 году по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина был создан Совет законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации. Его целью стало обеспечение единого правового пространства, координация законотворческой деятельности региональных парламентов и обмен опытом. На его первом заседании, которое состоялось 31 мая 2012 года, было принято решение об утверждении Положения о Совете законодателей Российской Федерации, а также сформирован его Президиум.

Второе заседание Совета законодателей состоялось 13 декабря 2012 года с участием Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. На нем обсуждались задачи законодательных (представительных) органов государственной власти по достижению стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации

Сегодня Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны. Новизна задач, их содержательная глубина, социальная значимость деятельности Совета Федерации возлагает особую ответственность на сенаторов. Качественное осуществление законотворческого процесса — это конструктивная, планомерная, последовательная, кропотливая работа всех членов.

За 20 лет работы создано нормативно-правовое поле для всех жизненно важных сфер жизни нашей страны: заложены основы законотворческой деятельности, для успешной работы. Это в первую очередь законы, которые касаются наиболее важных сторон нашей жизни и связанные с бюджетом страны, финансами, международными договорами, защитой безопасности страны, также федеральные конституционные законы.

Совет Федерации — инициатор крупнейших международных акций.

В 1997 году по инициативе Совета Федерации был основан Петербургский экономический форум. Основными целями форума было проведение широких неполитизированных дискуссий с участием представителей власти, науки и бизнеса об экономическом развитии России и сопредельных государств и содействие инвестиционной привлекательности российских регионов. С 2006 года по распоряжению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Петербургский международный экономический форум перешел под эгиду Правительства Российской Федерации с участием Совета Федерации.

В сентябре 2000 года начал свою работу Байкальский экономический форум, ставший значимым явлением в экономической жизни Сибири и Дальнего Востока, страны в целом. До 2010 года он проводился раз в два года. В 2010 году принято решение проводить Форум ежегодно. В сентябре 2012 года в Улан-Удэ состоялась Международная экономическая конференция «Новая экономика – новые подходы», организованная в рамках Байкальского экономического форума.

Под эгидой Совета Федерации проводятся другие крупные международные форумы: Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» и Невский международный экологический конгресс. В мае 2012 года прошел 5-й Невский экологический конгресс.

В 2009 году Совет Федерации инициировал проведение ежегодного Парламентского форума «Историко-культурное наследие России» в городе Костроме. В октябре 2012 года в Костроме состоялся IV Парламентский форум.

Одним из важнейших и эффективных рычагов в установлении конструктивного диалога, укреплении практического подхода в развитии международного сотрудничества является парламентская составляющая, удельный вес которой в международной политике с каждым годом возрастает. Совет Федерации в рамках парламентской делегации Федерального Собрания Российской Федерации принимает активное участие в работе Межпарламентской Ассамблеи СНГ.

Международным признанием заслуг Совета Федерации стало его членство в Ассоциации европейских сенатов. Решение об этом было принято 28 июня 2002 года на встрече Ассоциации в столице Словении городе Любляне.

В январе 2013 года делегация Совета Федерации приняла участие в работе 21-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, проходившей во Владивостоке под председательством России. Главной темой сессии стало законодательное обеспечение решений, выработанных лидерами стран АТЭС на саммите, состоявшемся также под председательством России, осенью 2012 года.

Развитию Дальнего Востока Совет Федерации уделяет особое внимание

За последние годы на территории Дальнего Востока и Байкальского региона реализовано несколько крупнейших инвестиционных проектов, которые заметно изменили экономическую ситуацию в регионе к лучшему.

К числу этих проектов относятся прокладка двух очередей нефтепровода ВСТО, возведение объектов для саммита АТЭС, строительство автодороги Чита — Хабаровск, развертывание производства самолета SSJ-100, начало строительства космодрома Восточный и др.

Объем инвестиций только по проекту ВСТО в течение срока строительства составил свыше 700 млрд. рублей. При этом налоговые отчисления в бюджеты регионов в период с 2006 по 2012 год составили 42,8 млрд. рублей, а число рабочих мест, созданных в этих регионах для обслуживания нефтепровода, превысило 6 тыс.

Суммарный объем инвестиций из всех источников, вложенных в подготовку саммита АТЭС во Владивостоке, составил 680 млрд. рублей, а инвестиции последних лет в строительство автомагистрали «Амур» составили более 35 млрд. рублей

У Дальнего Востока особые налоговые льготы

Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ». Федеральный закон принят Государственной Думой 20 сентября и одобрен Советом Федерации 25 сентября.

Закон оговаривает особенности налогообложения при осуществлении инвестиционных проектов: в течение десяти лет устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. При этом субъекты РФ смогут снижать свою часть до 0% в течение первых пяти лет и до 10% в последующие пять лет.

Ранее, еще на стадии разработки законопроекта, в Совете Федерации отмечали, что его принятие имеет явные плюсы для развития всего Дальнего Востока Создание особых налоговых преференций для инвесторов, станет гарантией для развития бизнеса на территориях Дальневосточного федерального округа

Для привлечения инвестиций в экономику дальневосточных регионов создана государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», а сейчас ведется работа над уточнением содержания федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

Необходимо отметить, что программа ускоренного освоения Сибири и Дальнего Востока находится под патронатом Совета Федерации. Возглавляет группу заместитель Председателя СФ Вячеслав Штыров. Здесь сегодня ведется кропотливая работа по подготовке проекта федерального закона «Об особенностях социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Законопроект предполагает создание на территории региона специального правового режима ведения производственной, инвестиционной, градостроительной и иной экономической деятельности, налоговых, бюджетных, земельных отношений, тарифного и ценового регулирования, а также обеспечения необходимых социальных условий для дальневосточников.

Отдельной строкой необходимо отметить работу сенаторов в части социальных гарантий и компенсаций для дальневосточников и северян.

Грандиозный план будущего дальневосточного «прорыва» начинает действовать. Это, безусловно, не догма, в ней масса трудностей, о которых сегодня многие говорят, есть и внутренние проблемы, противоречия, есть и, естественно, проблема дефицита источников финансирования. Но дорогу осилит идущий. Предстоит большая и серьезная работа. Работа на результат.

Совет Федерации: 20 лет

20 лет — это хороший повод, чтобы осмыслить накопленный опыт, подвести итоги и наметить перспективы. За эти годы сенаторами проделана большая работа по созданию, развитию и укреплению роли парламентаризма.На протяжении двадцати лет Совет Федерации ФС РФ, решает задачи повышения уровня и качества жизни людей, стабильного развития регионов, соблюдения норм закона, строительство гражданского общества.

Опыт 20-летней парламентской деятельности поможет сенаторам определить новые формы работы, новые ориентиры и способы их достижения, наполнить новым содержанием идеи и принципы парламентаризма.

Конструктивный диалог всех ветвей власти и взаимодействие всех политических сил в стране — основа продуктивной работы, направленной на повышение эффективности принимаемых законов.

Число просмотров: 11580
Источник новости: Туяра Мамаева