Инновации > Новые формы занятости в переходный период экономики

Новые формы занятости в переходный период экономики

03/06 02:22
Новые формы занятости в переходный период экономики

Экономические отношения с участием пяти миллионов самозанятых граждан РФ не имеют четкого определения в правовом пространстве, а права и обязанности участников трактуются на основании документов, которые не относятся к этой форме экономической активности. Такой вывод делают эксперты – авторы комплексного доклада «Регулирование цифровых платформ».

Создатели исследования, уже опубликованного в Интернете, презентовали его на площадке Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня».

Законы столетней давности

«Понятия из современной цифровой эпохи многие чиновники предпочитают трактовать, опираясь на терминологию и понятийно-правовой аппарат, который сформировался сто лет назад», — заявил руководитель авторского коллектива, юрист Кирилл Рашкован.

По его словам, отношения, которые определены в Трудовом кодексе РФ и большинства стран – не особо отражают современную реальность.

«Федеральная налоговая служба отчитывается о том, что ей удалось переквалифицировать столько-то гражданско-правовых договоров с самозанятыми в трудовые договоры. Это и побудило нас обратиться к теории и попытаться разобраться, как должны обстоять дела в этой области на самом деле», — рассказал Рашкован.

На сегодняшний день, по словам авторов доклада, самозанятые, которых насчитывается не менее пяти миллионов – самая динамичная часть российской экономики.

«В условиях ковида и санкций самозанятость – еще и способ решения социальных проблем, особенно важный для регионов. Многие до сих пор воспринимают таких людей, как наемных работников. Это не соответствует действительности, логике и правовым принципам», — отметил научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Эксперт полагает, что следует совсем по-другому воспринимать такое явление, как самозанятость и не отказываться от регулирования, а производить его сообразно реалиям цифровой экономики XXI века.

«Речь идет о том, чтобы регулирование соответствовало предмету. Чтобы мы не пытались с помощью вожжей вести автомобиль», — подчеркнул Журавлев.

Суть противоречия, по словам экспертов, состоит в том, что самозанятые получили от государства льготный налоговый режим. Они платят от 4% до 6% налогов, а если речь идет о трудовых отношениях, налоги могут достигать 52%.

«Не надо путать предмет нашего исследования с фиктивной занятостью. Да, многие »способные« хозяева бензоколонок записали своих работников в самозанятые, чтобы платить меньше налогов. Но в нашем случае речь идет о честных участниках гражданского оборота товаров и услуг», — отметил руководитель авторской группы доклада.

По словам Рашкована, усилия соответствующих ведомств переквалифицировать гражданско-правовые, подрядные договоры в трудовые отношения с целью повышения собираемости налогов представляют собой дорогу в никуда и подмену понятий.

«В результате государство получит не 6 миллионов самозанятых, которые платят 6% налогов, а 6 миллионов безработных», — подчеркнул Рашкован.

Платформы с неопределенным статусом

Существенной частью инфраструктуры экономики XXI века, по словам экспертов, являются цифровые платформы, с работой которых мы сталкиваемся ежедневно, вызывая такси или заказывая курьерские услуги. Статус платформ не определен не только в законах России, но и в правовой базе других стран.

«Сама по себе платформа не является ни потребителем, ни покупателем. Она — организатор торгового оборота. Ее задача состоит в том, чтобы пользователи могли взаимодействовать друг с другом максимально эффективно», — отметил Рашкован.

По словам экспертов, платформы не могут нести ответственность за качество услуг, предоставляемых исполнителями.

«Точно так же как электронные площадки, на которых организовываются торги в рамках государственного заказа, со всей очевидностью не отвечают за качество товаров и услуг, и не являются частью цепочки поставок», — подчеркнул руководитель авторского коллектива.

Отношение к платформам, как к организаторам торгового оборота, не предполагает их вывод из государственного контроля, уверены эксперты.

«Цифровые платформы могли бы взять на себя арбитражную функцию, как это происходит на рынках, биржах и электронных площадках», — отметил Рашкован.

Число просмотров: 28547