Инновации > Эпоха Web 3.0 и будущее интернета. Мнение эксперта

Эпоха Web 3.0 и будущее интернета. Мнение эксперта

07/06 01:59
Эпоха Web 3.0 и будущее интернета. Мнение эксперта

Что такое Web3 и станет ли он новой реальностью? Ждет ли нас всеобщая анонимность и защищенность данных или грядет всеобщая персонализация и жесткая привязка любого производимого контента к его автору? Изменит ли Web3 отношение к финансам и возможен ли переход мировой финансовой системы на децентрализованные рельсы? Об этом и многом другом рассказал Рамиль Каримов, Директор по Digital коммуникациям КРОС

Чтобы осветить отличительные особенности грядущей эпохи Web 3.0, которая также носит альтернативное название эпохи DLT (пояснения будут позже), отметим кратко ключевые черты Web 1.0 и Web 2.0. Итак, эпоха Web 1.0 – это зарождение эпохи массового интернета с 1990-х по 2004 год. Это эпоха поставки статичного контента типа «картинка + текст» в формате веб-сайта для десктопа (без мобильной версии). Никакого участия пользователя, кроме чтения, никаких cookies, и минимум рекламы без аудиторных настроек. Единственной формой обратной связи было заполнение форм на сайте, а сам сайт никак не мог отслеживать никакой информации о пользователе. Сам же пользователь платил за каждый скачанный мегабайт информации своему интернет-провайдеру (зачастую по dial-up, т.е. коммутируемому доступу через телефонного оператора) и, в общем-то, все. Эпоха Web 2.0 зародилась в 2004 году и принесла мир Интернета много интересных вещей.

Новая эпоха характеризуется двумя вещами – открытый код и партисипаторная (от англ. participation) система взаимодействия. В основе идеи открытого кода лежала простая мысль: «а что, если создать программный код, который заставит несколько систем автоматически коммуницировать между собой». И тогда-то и началась эпоха по-настоящему глобального открытого интернета. Открытый код стал эмблемой эпохи Web 2.0, и теперь каждый мог создавать что-то свое в Интернете. Большие корпорации начали создавать платформы, на основе которых можно было построить целые программные системы. Это был открытый мир для программистов, каждый мог внести свой вклад во взаимосвязываемые системы или же связать множество девайсов в одну экосистему. Фронт-энд разработка стала ключевым направлением деятельности программистов. AJAX, JavaScript и прочие подобные им фреймворки вышли на первый план. Все создавали системы, с которыми может взаимодействовать пользователь – блоги, pop-up=объявления, мини-игры и социальные сети. Вместе с блогами и социальными сетями появилось важное явление – UGC (user generated content – контент, создаваемый самими пользователями) – интернет наполнялся информацией от пользователей больше, чем от самих создателей платформ. При этом, люди делились персональной информацией о себе охотно и без опаски.

Параллельно с этим, активно внедрялась система cookies, изобретенная Лу Монтулли, который адаптировал старую технику под названием magic cookies (волшебные печенки) – кусочек кода отправлял на сервер информацию о пользователе, чтобы тот мог при каждом заходе идентифицировать его. А сами cookies хранились на сервере пользователя и передавались только тому сайту, с которым пользователь взаимодействует. Это позволило в том числе создавать рекламные кампании, размещаемые на тех сайтах, куда заходит нужный пользователь и таргетируемые на него — т.е. максимально соответствующие целевой аудитории рекламируемого товара, услуги, мероприятия и т.д.

Чем ближе мы приближаемся к эпохе Web 3.0, тем больше проблем возникает. Эпоха Web 3.0, как мы обещали пояснить вначале, это эпоха DLT, так называемого Distributed ledger technology -– технология распределенного реестра данных. Что это значит простыми словами? DLT – это система, где все операции, которые происходят с ее элементами, записываются не в один реестр (бумажный лист, только в электронном виде), а сразу в несколько. Blockchain – самая известная DLT-система.

Таким образом, на первый план выходит уже не Фрон-энд разработка, а наоборот – бэк-энд или работа с базами данных. И в программировании этот тренд будет только усиливаться в ближайшие годы. Открытые системы и открытые коды, к сожалению, оказались крайне небезопасными, поскольку могли быть и были использованы со злым умыслом. На смену открытости пришли полностью закрытые системы, подобно Apple. Открытые децентрализованные системы, где каждый мог сделать свой вклад, сменяются на закрытые централизованные системы, где каждый может лишь оперировать заготовками, но не творить. Все стало индивидуальным, все стало подстраиваться под запросы пользователя. Однако вопрос безопасности для пользователя не закрылся, а напротив – приобрел новый виток актуальности.

Эпоха Web 3.0 – это, в первую очередь, эпоха проблемного вопроса безопасности персональных данных. Данные вопросы начали возникать в последние несколько лет, когда рекламодатели начали собирать данные пользователей через cookies в больших количествах и передавать их третьим лицам. Сами по себе cookies угрозы не несут, поскольку представляют фрагментарную картину того, кем является пользователь. Но современные системы машинного обучения, складывают эти данные в общую картину, идентифицируя личность человека, что вызывает некоторые регуляторные проблемы. Эпоха Web 3.0. – это эпоха постиндустриальной революции, где человеку ничего не принадлежит, даже его собственные данные. Экономика и технологии всегда шли рука об руку, поэтому в экономике происходят аналогичные процессы – собственность сменяет аренда, владение сменяется лизингом, все можно взять в пользование. Так и интернет постепенно отчуждается от пользователя еще больше, чем когда-либо. Все данные хранятся уже не у нас, но на сторонних серверах – в местах для нас неизвестных.

Главный и ключевой тренд всей истории про Web 3.0 относится к финансовой системе, зачатки которого можно наблюдать уже сегодня.

У этого тренда три ключевых элемента:

· Пресловутые банковские экосистемы;

· Пресловутый блокчейн и криптовалюта;

· Телекоммуникационные корпорации

В текущей ситуации – это три пока еще автономных явления, но зачатки их постепенного сближения можно наблюдать уже сейчас. Телекоммуникационные компании стремятся монополизировать рынок cookies и персональных данных пользователей, что им практически уже удалось. Банковские экосистемы стремятся монополизировать физический доступ к пользователю и те же самые cookies. А блокчейн технологии стремятся сделать каждого элемента собственной сети источником бесплатной электроэнергии – по образу партисипаторной механики Web 2.0. Таким образом, чем глубже мы вступаем в новую эпоху развития Интернета, тем больше мы столкнемся с олигополиями – крупными мега-гигантами, которые будут администрировать финансовые потоки (равно «информационные потоки»).

Blockchain-технологии никогда не будут независимыми и мечта удалить медиатор из финансового обмена заведомо провальная, как была провальной и мечта открытого мира Web 2.0. Есть вероятность того, что в будущем крупные телекоммуникационные корпорации и банковские системы осуществлять взаимо-интеграцию, используя технологии информационного обмена для оценки статуса человека, его кредитной и социальной истории, а также для предоставления рекламных и финансовых услуг. Но эта эпоха только еще ожидает нас, и катализатором полноценного развития Web 3.0, который обеспечит настоящий виток в развитии интернета – это семантическая коммуникация в системе человек-машина.

Когда искусственный интеллект обучится семантическому пониманию запросов — когда компьютер научится понимать человеческие запросы не по ключевым словам, а по смыслу, когда компьютер позволит преодолеть языковые барьеры, потому что будет осуществлять перевод смыслов, а не слов, это время и станет истинной революцией в виртуальных коммуникациях. В конечном счете, эпоха Web 3.0 обещает быть эпохой крупных Левиафанов Томаса Гоббса, четко наблюдающая и регулирующая каждое действие каждого человека.

Каримов Рамиль, кандидат наук,

Директор по Digital коммуникациям КРОС

Число просмотров: 32509