Картина дня > Якутия: Научное знание и экологическая безопасность космической деятельности превыше всего

Якутия: Научное знание и экологическая безопасность космической деятельности превыше всего

07/10 14:29
Якутия: Научное знание и экологическая безопасность космической деятельности превыше всего

Указ о создании космодрома «Восточный» был подписан Президентом России В.В. Путиным в 2007 году. Первый пуск непилотируемой ракеты-носителя «Союз-2» намечен на конец 2015 года, а пилотируемый — на 2018 год.

Строительство космодрома на территории Амурской области обусловлено прежде всего его географическим расположением — известно, что, чем ближе к экватору расположен стартовый комплекс, тем больше полезного груза при меньших затратах топлива можно вывести на орбиту. В пределах территории Амурской области, отдельных участков Хабаровского края и Магаданской области, республики Саха-Якутия нет плотно населенных мест, поэтому этот район для создания наземной инфраструктуры космодрома наиболее безопасен.

Наша повседневная жизнь очень тесно связана с использованием спутников, находящихся на околоземных орбитах: ведь очень трудно представить нашу современную жизнь – без телевидения, Интернета, мобильной связи, навигационных средств и так далее.

В настоящее время у России есть только один собственный космодром – «Плесецк». Но этот космодром расположен практически у полярного круга, что накладывает значительные ограничения на массу полезного груза, выводимого на орбиту. Поэтому мы вынуждены арендовать у республики Казахстан космодром «Байконур». А это приводит к потере значительного количества средств и неопределенности в развитии космической деятельности России.

Создание нового национального космодрома «Восточный» — это независимость космической деятельности по всему спектру решаемых задач: от научных и социально-экономических до пилотируемых программ, гарантированное выполнение международных и коммерческих космических программ, улучшение социально-экономической обстановки, развитие местной промышленной базы с привлечением инвестиций и частного капитала в Дальневосточном регионе, решение вопросов государственной безопасности Российской Федерации.

В ракетах-носителях «Союз-2», пускаемых с космодрома «Восточный» в качестве топливных компонентов будут использоваться керосин и жидкий кислород. Такие высокотоксичные топлива как гептил (несимметричный диметилгидразин) и его окислитель – амил (тетраоксид азота) — применяться не будут, а это существенно повышает уровень экологической безопасности отделяющихся частей ракет-носителей.

Для решения задач довыведения головных блоков на орбиту, выведения космического аппарата с опорной орбиты на высокоэнергетические орбиты, в т.ч. на геостационарную и геопереходную планируется использование разгонного блока «Фрегат», который будет дополнительно устанавливаться в головной части ракеты-носителя «Союз-2».

В качестве топлива в двигательной установке «Фрегат» используются: горючее – несимметричный диметилгидразин (гептил) и его окислитель — азотный тетраксид (амил), что составляет менее 2% от общей массы ракетного топлива. При этом максимально возможный рабочий запас гептила составляет 1750 кг. Но, как правило, полного заполнения баков разгонного блока «Фрегат» не требуется.

Первый запуск разгонного блока «Фрегат» в составе РН «Союз» состоялся 9 февраля 2000г. Как следует из материалов по выполненной ранее оценке воздействия комплекса разгонного блока «Фрегат» на окружающую среду, одобренных и утвержденных Главной государственной экологической экспертизой, при его эксплуатации на космодроме «Байконур» непосредственное воздействие компонентов топлив возможно только в районе размещения космодрома при подготовке к запуску и в верхних слоях атмосферы и околоземном космическом пространстве.

Однако при соблюдении всех правил технологической и экологической безопасности гептил и амил не попадают в природную окружающую среду. Это связано с тем, что в штатной ситуации разгонные блоки сгорают в верхних слоях атмосферы или остаются на орбитах «захоронения» в космическом околоземном пространстве и не приземляются. Даже в случае аварийной ситуации, например, как в случае с аварийным пуском «Союз-ТМ» с космическим кораблем «Прогресс» в августе 2011 г., гептил и амил не определяются ни в самих топливных баках, ни в районе их падения (по данным ИВЭП СО РАН).

В настоящее время в Дальневосточном федеральном округе проводятся работы по созданию объектов наземной космической инфраструктуры строящегося космодрома «Восточный», в состав которых входят районы падения отделяющихся частей ракет-носителей в Амурской области, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Магаданской области, Приморском крае, Сахалинской и Камчатской области.

В соответствии с «Планом мероприятий по открытию районов падения отделяющихся частей ракет – носителей, расположенных в Республики Саха (Якутия)» в планируемых районах падения на территории Вилюйского, Верхневилюйского, Алданского и Олекминского улусов (районов) в апреле 2013 года была проведена предварительная рекогносцировка.

С учетом выводов и предложений, сделанных по результатам предварительной рекогносцировки район падения для приема второй ступени ракеты носителя «Союз-2» в Вилюйском улусе был смещен на 18 км по трассе полета, в результате корректировки из района падения выведены населенный пункт с. Кюлекянь (2 Кюлетцы) и конебаза (бывший поселок Орто-Сурт).

В конце сентября в Вилюйском улусе работала рекогносцировочная комиссия и исследовательская группа.

В ходе дополнительной рекогносцировки были оценены текущее расположение и состояние подъездных путей для осуществления мероприятий по обеспечению безопасности в районе падения на период проведения пусков, очистке территории от фрагментов отделяющихся частей ракет-носителей, проведены исследования фоновых значений характеристик окружающей среды путем отбора проб почв, растительности и поверхностных вод на ключевых участках, для осуществления в последующем на них экологического мониторинга.

В г. Вилюйске были проведены рабочие совещания в администрации района с участием представителей общественности города и района, средств массовой информации, на которых были разъяснены цели и задачи проводимых работ по подготовке материалов для открытия районов падения и даны ответы на вопросы волнующие руководство и население района.

Работы выполнялись путем облета районов падения на вертолете МИ-8 Авиакомпании «Илин».

В составе рекогносцировочной комиссии в работе приняли участие специалисты предприятий Роскосмоса: «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры», «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева», «Центральный НИИ машиностроения», сотрудники Института водных и экологических проблем СО РАН, представители Главного Управления МЧС по РС(Я), Управления Росприроднадзора по РС(Я), Минприроды РС(Я), Департамента по лесным отношениям РС(Я), муниципальных образований Вилюйский и Верхневилюйский улусы (районы) и ОАО «Якутское аэрогеодезическое предприятие».

Институт водных и экологических проблем СО РАН изучает фоновое состояние природы до строительства космодрома и будет осуществлять геоэкологический мониторинг после начала его функционирования. Это позволит достоверно и точно судить о воздействии ракетно-космической деятельности на окружающую среду и на основе этого знания определять принципы и регламенты соблюдения экологической безопасности космодрома и относящихся к его инфраструктуре территории районов приземления отделяемых частей.

Работа по изучению специфики природных компонентов в районах приземления отделяемых частей ракетоносителей «Союз-2» для целей организации достоверного и научно обоснованного экологического мониторинга предполагает изучение и картографирование природных комплексов ключевых площадок в пределах каждого из районов приземления отделяемых частей приуроченных к основным типам биоценозов, изучение и детальное описание фитоценотической и зооценотической структур территории, изучение количественных показателей содержания нефтепродуктов в почвах, природных водах и снежном покрове, геохимическое обследование почв с преимущественным анализом наличия и концентрации загрязняющих потенциально опасных для здоровья человека веществ, биогеохимическое обследование растений, изучение особенностей гидрохимии и гидробиологии водных объектов.

Кроме того, изучение природных особенностей является основой для подготовки технических регламентов, призванных обеспечивать экологическую безопасность для природы и населения районов приземления отделяемых частей ракет-носителей.

В дальнейшем планируется проведение рекогносцировки в районах падения в Олекминском и Алданском районах (в 2014 году), разработка и согласование материалов оценки воздействия на окружающую среду и организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности, проведение общественных слушаний и заключение договора об эпизодическом использовании районов падения.

Вместе с тем стоит добавить, что предварительное изучение свойств и показателей природных комплексов вносит значительный научный вклад в изученность территорий, включенных в инфраструктуру космодрома «Восточный», и даже далеко за их пределами.

Кроме того изучение динамики систем окружающей природной среды в процессе осуществления экологического мониторинга позволяют определить особенности функционирования ландшафтов, что особенно важно при формировании грамотной системы природопользования в регионе.

Игорь Алексеев – исп. директор научно-образовательного центра геохимического и ландшафтно-биоценотического мониторинга космодрома «Восточный» БГПУ-ИВЭП СО РАН, профессор географии ФГБОУ ВПО «БГПУ»

На фото: Планируемый район падения отделяющихся частей ракет-носителей, пускаемых с космодрома «Восточный» на территории Вилюйского улуса

Число просмотров: 4958