Картина дня > Елена Голомарева: Наша цель – найти пути решения проблем студенчества коренных

Елена Голомарева: Наша цель – найти пути решения проблем студенчества коренных

10/02 12:28
Елена Голомарева: Наша цель – найти пути решения проблем студенчества коренных

О социальной поддержке студентов из числа коренных малочисленных народов Севера говорили в Ил Тумэне на «круглом столе», организованном председателем постоянного комитета парламента по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Еленой Голомаревой, 7 февраля 2014 года.

«Наша цель – не ухудшить того уровня социального положения, в котором студенчество – а это значительная часть коренных малочисленных народов Севера, проживающих в 21 улусе и 70 населенных пунктах республики – пребывает сейчас, и найти пути решения проблемных вопросов», — подчеркнула народный депутат. Елена Голомарева сообщила, что в Северо-Восточном федеральном университете обучается 598 студентов из числа коренных малочисленных народов Севера, в Якутской государственной сельскохозяйственной академии – 110 человек, в Арктическом государственном институте искусств и культуры – 21 студент.

Модератор «круглого стола» выделила ряд серьезных проблем для обсуждения на мероприятии: низкий уровень стипендиального обеспечения студентов, слабое обеспечение местами в студенческих общежитиях, недостаточное медицинское обслуживание и питание, перевод студентов с контрактной формы на обучение за счет бюджета, проблемы с трудоустройством и призывом в армию.

Руководитель отдела научно — методического обеспечения и дополнительного профессионального образования Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров республики Надежда Григорьева сообщила, что в Арктической зоне Якутии функционируют четыре учреждения профессионального образования: Нижнеколымский колледж народов Севера в пос. Черский Нижнеколымского улуса и профессиональные училища № 33 в п. Тикси Булунского улуса, № 32 в п. Батагай Верхоянского улуса, № 27 в п. Жиганск Жиганского улуса. В этих образовательных организациях профессионального образования обучается 353 студентов, из них представителей коренных малочисленных народов Севера – 140 человек.

В целях социальной защиты и трудоустройства коренных малочисленных народов Севера, качественной подготовки рабочих кадров из числа молодежи арктических улусов нормативными актами Правительства Республики Саха (Якутия) наполняемость учебных групп была установлена 12 человек, вместо положенных 25.

Всего в системе среднего профессионального образования обучается 667 представителей коренных малочисленных народов Севера. Кроме того, студентам из числа коренных малочисленных по медицинским показаниям предусмотрено прохождение лечения в спортивно-оздоровительных лагерях, санаторно-курортных учреждениях с оплатой проезда туда и обратно. Также выделяются целевые места.

Так, в вузах Санкт-Петербурга обучается 14 представителей коренных малочисленных народов Севера, в Новосибирске, Томске и Омске – 15, на Дальнем Востоке – 35 студентов. Также обучающимся из числа коренных малочисленных народов Севера предоставляется приоритет при предоставлении общежития во время обучения, учащимся и студентам из малообеспеченных семей оплачивается проезд один раз в год до места учебы и обратно. Остальными озвученными на «круглом столе» гарантиями студенты из числа коренных малочисленных народов Севера пользуются на общих основаниях.

Руководитель научно-исследовательского центра циркумполярной цивилизации АГИИК Ульяна Винокурова предложила расширить тему «круглого стола» — рассмотреть проблемы всех студентов из арктических улусов и представителей всех коренных малочисленных народов Севера, не только из мест компактного проживания. Народным депутатам предложила внести законодательную инициативу об оплате проезда не только студентов среднего специального, но и высшего образования. Активное обсуждение вызвало предложение Ульяны Алексеевны о внесении изменений в федеральное положение о стипендиальном обеспечении в части выплаты стипендии для студентов из числа коренных малочисленных народов Севера независимо от их успеваемости.

Так, сами студенты отметили, что часто препятствием для их успешной учебы является отсутствие базовых знаний. Откуда им взяться, если в отдаленных арктических улусах не хватает учителей? На что руководитель отдела министерства образования республики Надежда Карамзина отметила, что в целях устранения проблемы с кадрами в арктических улусах министерство последние три года заключает по 30 договоров и направляет учителей в эти районы, при этом оплачивает стоимость проезда и подъемные.

Также Ульяна Винокурова предложила создать банк данных студентов, а также фонд социальной поддержки студентов из числа коренных малочисленных народов Севера.

Народный депутат, ректор ЯГСХА Леонид Владимиров поднял кадровую проблему и рассказал, что в академии подготовлена Концепция кадрового сопровождения развития агропромышленного комплекса Северо-востока Российской Федерации, в основе которой лежит многоуровневая подготовка кадров. Суть ее в том, что студент, поступивший в техникум, через год может идти работать, после второго курса – тоже может уйти на производство, но уже с более высокой квалификацией. После каждого года, в соответствии с квалификацией, он получит диплом об образовании.

Также студент техникума через полгода успешной учебы может поступить на заочное отделение Якутской сельскохозяйственной академии, через три года может поступить на четвертый курс академии, но уже на очной основе. Получается, что за время, отведенное для учебы в вузе, обучающийся может получить два диплома сразу – о среднем специальном и высшем образовании.

Согласен Леонид Владимиров и с оплатой проезда студентов:

«У меня обучаются студенты из северных улусов, которые по пять лет не имеют возможности выехать в родной улус».

По мнению парламентария, такой большой отрыв от родного дома приводит к другой проблеме – после окончания учебы они уже не хотят уезжать обратно, а стараются закрепиться в городе, потому что за годы учебы отвыкли от жизни в палатке и в чуме, организм не выдерживает нагрузок, в оленеводстве не хочется работать, поэтому ректор предложил организовать практику студентов в их родных улусах.

О мерах поддержки студентов из числа коренных малочисленных народов Севера в Северо-Восточном федеральном университете рассказала заведующая кафедрой северной филологии Института языков и культур народов Северо-востока Российской Федерации СВФУ Варвара Белолюбская, поэтому руководитель Центра правовых исследований Арктики и коренных малочисленных народов Севера Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Анатолий Слепцов сразу перешел к предложениям к проекту рекомендаций. Так, он предложил народным депутатам рассмотреть законопроект парламентария Александра Слепцова о перечне коренных малочисленных народов Севера, который расширяет круг мест компактного проживания этих этносов на уровне района, а не наслегов, как в данное время. Рекомендации учебным заведениям Анатолий Николаевич предлагает дополнить пунктом о разработке системы адаптации студентов.

Также он озвучил предложение разработать специальную программу по аналогии с «Земским доктором», чтобы каждый выпускник учебного заведения – представитель коренных малочисленных народов Севера получил определенные льготы. Кроме того, предложил включить в рекомендации муниципальные образования и поручить им разработать муниципальные программы по подготовке кадров, а проезд до родного улуса студентам из арктических и северных улусов нужно оплачивать не один раз, а два раза в год.

Первый заместитель руководителя департамента по делам народов Республики Саха (Якутия) Лена Иванова поддержала решение об изменении перечня мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и предложила дополнить этими статьями проект федерального закона «О мерах государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни», разработанный Госсобранием Ил Тумэн.

Также предложила разработать отдельную программу по целевой, контрактной подготовке специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера. Кроме того, прозвучало предложение поднять ответственность самих студентов. Народный депутат, директор Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в г. Нерюнгри Сергей Павлов отметил, что социальная поддержка студенчества коренных малочисленных народов, конечно, нужна, но при этом важно не сидеть и ждать полагающихся пособий и субсидий, а самим действовать.

Также своими мыслями и предложениями поделились президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) Андрей Кривошапкин, первый заместитель министра по делам молодежи и семейной политики Гаврил Семенов, народный депутат республики II созыва, председатель старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Августа Марфусалова, председательмолодежного совета при Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Иван Трофимов, студенты, общественность.

Почти во всех выступлениях звучала мысль, что будущее – за молодым поколением, поэтому призывали молодежь быть инициативными, активными и вместе решать озвученные проблемы. В принятых за основу рекомендациях «круглого стола» Госсобранию (Ил Тумэн) рекомендовано создать рабочую группу для разработки предложений по обеспечению социальной поддержки учащихся и студентов из числа коренных малочисленных народов Севера, обучающихся в высших образовательных учреждениях, подведомственных Министерству культуры и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации.

Правительству республики, в частности, рекомендовано рассмотреть вопрос о разработке комплекса мероприятий, направленных на повышение социального статуса студентов и учащихся средних специальных учебных заведений: на увеличение размеров стипендий, объемов средств, выделяемых на оказание материальной помощи студентам и учащимся, а также организацию медицинского обслуживания.

Кроме того, рекомендовано рассмотреть вопрос об увеличении приема в высшие и средние специальные учебные заведения представителей коренных малочисленных народов Севера за счет бюджетных средств, о выплате дополнительных стипендий аспирантам и докторантам из числа коренных малочисленных народов Севера. Образовательным учреждениям высшего и среднего профессионального образования рекомендовано рассмотреть возможность установления дифференцированной платы за обучение в зависимости от результатов сдачи студентом сессии в случае невозможности перевода студента на бюджетную основу обучения.

Пресс-служба Ил Тумэна

Число просмотров: 4910