Муниципальные новости > От чего зависят цены на продукты питания в Якутии?

От чего зависят цены на продукты питания в Якутии?

06.03.15 16:49
От чего зависят цены на продукты питания в Якутии?

Цены на рынке товаров Якутии находятся в сильной зависимости от ситуации на общероссийском рынке и от конъюнктуры мировых цен, так как, учитывая географическое положение и климатические условия, большая часть продуктов питания завозится в республику из других регионов России.

При производстве местной продукции также используется привозное сырье, запчасти для оборудования и другие компоненты. Например, мука для хлебопечения, комбикорм и зерно для животноводства, упаковочная тара и т.д.

При этом значительное влияние на конечные цены на продукты питания оказывают транспортные затраты предпринимателей по доставке товаров, которые в свою очередь зависят от удаленности расстояний, стоимости цен на бензин и ГСМ, стоимости хранения товаров на перевалочных пунктах и т.д.

Как известно, большинство товаропроизводителей находятся в центральных регионах России, с благоприятным климатом и развитой инфраструктурой. Поэтому, естественно, в отдаленных регионах цены на товары складываются значительно выше, чем в других местностях.

Как формируются цены на продукты питания в Якутии

Мы живем в условиях рыночной экономики, когда цены на продукты питания освобождены от государственного регулирования и формируются в зависимости от спроса и предложения. То есть госорганы не имеют права диктовать предпринимателям, по какой цене им продавать тот или иной товар. Тем не менее, Якутия один из немногих регионов, который воспользовался правом регулирования торговых надбавок на социально значимые продукты питания на территории Крайнего Севера.

Таким образом, у якутян есть возможность покупать продукты первой необходимости по ценам с оптимальной торговой надбавкой, которая выгодна потребителю и не ущемляет интересов предпринимателя.

Кто регулирует и контролирует торговые надбавки?

Размеры торговых надбавок утверждают органы местного самоуправления. В каждом улусе и районе утверждается индивидуальный «перечень социально значимых продовольственных товаров». Согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 г. № 381 «О методических рекомендациях по порядку формирования цен и тарифов» на каждый вид продукта рассчитываются оптовая и розничная надбавки.

Данные надбавки являются предельными, то есть предприниматели имеют возможность применять надбавку меньшего размера, но не выше утвержденной. Постановление главы района от 05.05.2012 года № 591 «»Об утверждении предельных размеров торговых надбавок на социально значимые продовольственные товары», сообщили корреспонденту YakutiaPrime в МО «Мирнинский район».

Перечень социально значимых продовольственных товаров. Подлежащих государственному регулированию на территории Мирнинского района.

1. Хлеб из муки всех сортов.

2. Мука пшеничная в/с фасованная и весовая.

3. Масло подсолнечное.

4. Масло сливочное.

5. Молоко питьевое, молочный напиток

6. Яйцо куриное.

7. Крупа рисовая шлифованная.

8. Пшено шлифованное

9. Крупа гречневая ядрица.

10. Макаронные изделия.

11. Сахар-песок фасованный и весовой.

12. Соль поваренная пищевая.

13. Чай черный байховый листовой.

14. Свинина (кроме бескостного мяса).

15. Говядина (кроме бескостного мяса).

16. Баранина (кроме бескостного мяса).

17. Куры (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров).

18. Рыба мороженая неразделанная.

19. Картофель.

20. Капуста белокочанная свежая.

21. Лук репчатый (желтый).

22. Морковь.

23. Яблоки.

Меры по сдерживанию роста цен на социально значимые продукты питания

После введения продуктового эмбарго в стране, 19 августа 2014 г. в Мирнинском районе по заданиюправительства Якутии был создан оперативный штаб для постоянного мониторинга за уровнем цен на основные продукты питания и недопущению товарного дефицита. Все сведения об уровне цен и анализ их динамики направляются в Минпромторг России. Контроль за ценами

Специалисты администрации МО «Мирнинский район» совместно с сотрудниками прокуратуры проводят проверки в магазинах на предмет соблюдения торговых надбавок. С начала года были проведены проверки у трех хозяйствующих субъектов на предмет порядка ценообразования, в которых были выявлены нарушения.

Помимо этого Генпрокуратурой и Федеральной антимонопольной службой ведутся проверки у производителей и торговых организаций в целях исключения ценовых сговоров и соблюдения конкурентной среды.

В соответствии с законодательством, госорганы и муниципальные органы могут проводить проверки по своей инициативе в хозяйствующих субъектах только по заранее утвержденному плану и лишь 1 раз в 3 года. При этом основанием для проведения внеплановой проверки могут быть только требования прокурора или обращения граждан. Поэтому Госкомцен-РЭК РС(Я) рекомендует направлять жалобы о росте цен на социально значимые продукты в районную администрацию с указанием конкретного магазина. Тогда специалисты по ценообразованию проверят обоснованность применения торговых надбавок на социально значимые продукты питания в указанном магазине.

Число просмотров: 5797