Обзор законодательства > Глава Якутии предлагает установить дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции

Глава Якутии предлагает установить дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции

27.05.15 17:12
Глава Якутии предлагает установить дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции

Глава Якутии Егор Борисов предлагает внести изменения в статью 2 республиканского закона «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)», устанавливающие дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.

Проект закона рассмотрен на XVI очередном пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) 27 мая 2015 года. С докладом о проекте закона выступил первый заместитель председателя Правительства Якутии Петр Алексеев.

По данным министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Якутии по состоянию на 1 мая 2015 года в республике розничную продажу алкогольной продукции осуществляют 506 организаций на 1205 торговых объектах, что на 15 % ниже показателей на 1 января 2015 года.

Однако как показывает сводный реестр лицензиатов, составленный ведомством, растет количество торговых объектов, расположенных на первых этажах многоквартирных жилых домов. «Например, в Якутске по состоянию на 1 мая 2015 года в многоквартирных жилых домах расположено 87 торговых объектов, хотя в аналогичном периоде 2014 года их было 40», — сказал Петр Алексеев.

В Нерюнгринском районе – 30 торговых объектов, в прошлом году в многоквартирных домах работало 27 торговых объектов-лицензиатов. В этой связи Глава республики предлагает дополнить статью 2 рассматриваемого регионального закона частью, согласно которой не допускается розничная продажа алкогольной продукциив торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, а также во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома.

Поясним, согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 31-107-2004 «Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий», встроенное нежилое помещение – это помещение, располагаемое в габаритах жилого дома с выступом за его пределы не более чем на 1,5 м.; встроенно-пристроенное нежилое помещение – это помещение, располагаемое в габаритах жилого здания и в объемах, вынесенных за пределы габаритов жилого здания более чем на 1,5 метра.

По мнению инициатора проекта закона, данное изменение позволит ограничить доступность алкогольной продукции, обеспечить достаточную удаленность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, от жилых кварталов.

«Ограничение времени и специализации торговых объектов на розничную продажу алкогольной продукции не распространяются на услуги общественного питания, что дает возможность для предприятий розничной торговли обходить ограничения, имитируя деятельность по оказанию услуг общественного питания.Предприятию торговли достаточно установить 1-2 столика и предложить потребителю приобретать алкогольную продукцию порционно, сохраняя и возможность для потребления приобретать алкогольную продукцию и в потребительской таре. Как правило, эту «лазейку» используют небольшие магазины, в ассортименте которых преобладает алкогольная продукция, собирающие вокруг себя контингент «любителей», что негативно влияет на криминогенную обстановку на прилегающих территориях многоквартирных домов, на первых этажах которых располагаются подобные заведения», — подчеркнул Петр Алексеев.

Кроме того, в пояснительной записке к проекту закона говорится, что в Якутии растет уровень продажи пива. Так, в первом квартале 2015 года реализовано на 20 % ниже алкогольной продукции, чем в аналогичном периоде 2014 года, но продавать пиво стали больше на 24%. Для решения вышеуказанных проблем Глава Якутии предлагает дополнить статью 2 закона дополнительной частью о недопущении розничной продажи алкогольной продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи на вынос в потребительской таре (не для потребления на месте покупки) организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.

Данная поправка позволит исключить осуществление розничной продажи алкогольной продукции без соблюдения установленного ограничения времени продажи алкогольной продукции путем имитации деятельности по оказанию услуг общественного питания. При этом проектом закона предлагается установить требование для предприятий общественного питания – наличие зала для обслуживания потребителей с площадью не менее 60 квадратных метров.

Согласно пояснительной записке, метраж рассчитан на 30 — 40 посадочных мест на 8 — 10 столов, исходя из нормы расчета площади залов предприятий общественного питания в соответствии со Сводом правил СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения».

Поясняется, что такое нормативное регулирование не дискредитирует деятельность реальных предприятий общественного питания и не препятствует адекватному регулированию такой деятельности.

Петр Алексеев добавил, что подобные нормативы по площадям для предприятий установлены в Мордовии. В документе также подчеркивается, что право субъектов Российской Федерации на установление дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции предусмотрено Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничениях потребления (распития) алкогольной продукции», в связи с чем, установление дополнительных ограничений, в том числе приоказании услуг общественного питания, не создаст дискриминационных условий хозяйствующих субъектов в сфере торговли и общественного питания.

Предлагаемые законопроектом меры в качестве главной цели преследуют обеспечение защиты здоровья и благополучия населения Якутии.

Вопросы докладчику задали народные депутаты республики Алексей Еремеев и Владимир Федоров. В обсуждении проекта закона приняли участие народные депутаты республики Владимир Членов, Гаврил Парахин, Алексей Еремеев, Ольга Балабкина, Владимир Федоров.

После обсуждения проект закона принят в первом чтении. Замечания и предложения к указанному проекту закона можно направить в постоянный комитет Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры под председательством Виктора Федорова в срок до 12 июня 2015 года, сообщили в пресс-службе Ил Тумэна

Число просмотров: 10403