Обзор законодательства > Ил Тумэн предлагает прописать в лицензиях условия участия недропользователей в развитии территорий разработки недр

Ил Тумэн предлагает прописать в лицензиях условия участия недропользователей в развитии территорий разработки недр

01.03.17 16:11
Ил Тумэн предлагает прописать в лицензиях условия участия недропользователей в развитии территорий разработки недр

Сегодня законодательством не предусмотрены прямые нормы, обязывающие недропользователя участвовать в социально-экономическом развитии территорий, на которых ведется разработка недр. Поэтому в лицензионных соглашениях положения о заключении соглашения (договора) о социально-экономическом развитии территории прописываются как одна из возможных форм взаимодействия. Между тем, недра являются общенациональным достоянием.

Возложение этой обязанности стадо бы реализацией закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также закрепленного в Законе РФ «О недрах» положения о том, что владение пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации осуществляется совместно Российской Федерацией и субъектами РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях.

Принятие в 2004 году Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» привело к отмене принципа принятия совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти регионов в сфере недропользования, к исчезновению правила «двух ключей», заложенного в Конституции Российской Федерации и действовавшего на протяжении многих лет. Права субъектов РФ и органов местного самоуправления по участию в принятии решения были полностью переданы федеральному центру.

В итоге до настоящего времени нерегулированным остается вопрос обеспечения социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на территории недропользования. Между тем, природные ресурсы являются основой стабильного развития и выступают объектом публичного интереса. В условиях, когда экономика страны, в большинстве случаев зависит от ресурсов недр, особая роль публичных интересов заключается в недропользовании.

Общеизвестно, что в результате реализации публичных интересов при недропользовании обеспечивается поступление средств в бюджеты различных уровней, решаются задачи социально-эконмического развития территорий. Однако на практике это не может быть достигнуто в силу того, что субъекты Федерации и муниципальные образования фактически отстранены от принятия решений в сфере недропользования, что влечет за собой неэффективное использование природных ресурсов, социальную напряженность на местах, проблемы в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности. Налог на добычу полезных ископаемых поступает в федеральный бюджет, а субъекты Федерации, на территории которых ведется основная добыча природных ресурсов, являются дотационными регионами, так как нарушен баланс при перераспределении между федеральным центром и регионами налоговых доходов, поступающих от добычи природных ресурсов.

Таким образом, в настоящее время существует потребность в регулировании отношений в данной области. Государственное Собрание (Ил Тумэн) пятого созыва, руководимое спикером Александром Жирковым, предлагает урегулировать вопрос обеспечения социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на территории, задействованной в недропользовании, путем внесения изменений в содержание лицензии на пользование недрами. Соответствующий проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и 16 Закона Российской Федерации «О недрах» рассмотрен 28 февраля 2017 года на XXVII (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн). Согласно действующему законодательству, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Парламентарии Якутии предлагают внести изменение в статью12 закона о недрах, которое регулирует содержание лицензии на пользование недрами. Так, согласно вносимым якутскими депутатами изменениям, лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия участия в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации и муниципального образования, согласованные с регионом и муниципалитетом, на территории которых ведутся работы, связанные с пользованием недрами.

Также предлагается дополнить статью 16 Закона РФ «О недрах» нормой о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации относительно участков недр, находящихся на их территориях, должны осуществлять согласование условий участия в социально-экономическом развитии субъекта РФ и муниципального образования. Как отметил председатель профильного постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев, проект федерального закона, предусматривающий возможность законодательного закрепления процедуры согласования условий участия предприятий-недропользователей в социально-экономическом развитии регионов и муниципальных образований, способствовал бы решению многих накопившихся проблем на местах, сообщили Якутия Прайм в пресс-службе Ил Тумэна.

Число просмотров: 5517