Обзор законодательства > Кодекс Дальнего Востока и Байкальского региона

Кодекс Дальнего Востока и Байкальского региона

05.04.14 08:14
Кодекс Дальнего Востока и Байкальского региона

4 апреля 2014 года в Якутске состоялось заседание рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Вел его заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Вячеслав Штыров.

В самом начале заседания Вячеслав Штыров обозначил основные приоритеты предстоящей работы: «Президент страны Владимир Путин подчеркнул, что общенациональная задача России на весь XXI век – развитие Дальнего Востока и Байкальского региона. За последние десятилетия Азиатско-Тихоокеанский регион все больше выходит на лидирующие позиции в мировой экономике. На этом фоне положение Дальнего Востока Российской Федерации выглядит угрожающе отстающим».

По словам сенатора, еще в 2006 году Совет безопасности РФ разработал стратегию развития нашего макрорегиона, где в общих чертах определил меры преодоления возникшего отставания, которое угрожает безопасности и целостности страны. Была разработана соответствующая госпрограмма, но чтобы она заработала в полную силу, нужна соответствующая законодательная база. Вячеслав Штыров так охарактеризовал подготовленный под его руководством законопроект:

«Это сложный, комплексный по своей сути кодекс Дальнего Востока и Байкальского региона. Проект на данной стадии еще не закончен, и сейчас началось широкое обсуждение с целью его доработки. Поступило колоссальное количество предложений».

По словам Вячеслава Штырова, есть много противников проекта. Одно из главных нареканий: закон о макрорегионе нарушает единое законодательное пространство страны. Но это не так, нормы для всех регионов одинаковые, а фактические условия разные, поэтому дальневосточники заранее находятся в невыгодных условиях, а этот закон выравнивает это положение.

Рассматриваемый законопроект не единственный, существует вариант, который готовится в недрах Министерства развития Дальнего Востока. В обиходе его называют закон о ТОРах – территориях опережающего развития. Эту ситуацию Вячеслав Анатольевич охарактеризовал так: «Мы участвуем в его подготовке, он соответствует общей логике нашего закона, а не противоречит ему».

Особо остановился сенатор на встрече в Ново-Огареве членов Совета Федерации с президентом РФ 27 марта этого года. В.Путин поставил задачу завершить разработку проекта закона и направить ему лично. Президент был проинформирован о том, что обсуждение законопроекта пройдет в Якутске на выездном заседании Совета Федерации.

Далее слово взял председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук:

«Разговор идет о двух вариантах закона о Дальнем Востоке. Сразу отмечу, что никто не противопоставляет их друг другу. Обсуждалось включение лучших частей одного проекта в другой. Как отмечалось в выступлениях, предпочтительнее комплексный подход решения проблем макрорегиона. Говорили также о старых предприятиях, которым не предоставляются льготы, об особых условиях для коренных малочисленных народов Севера. Предложений и нюансов прозвучало много. Думаю, нам нужно ответить на два главных вопроса: что будем производить на Дальнем Востоке, где будем это сбывать? Понятно, что без участия частного капитала весь этот блок не поднять, поэтому нужны законодательные акты».

В своем выступлении президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов отметил: «Ровно год назад именно в этом зале на заседании Правительства РФ стартовала программа развития Дальнего Востока». И сегодня эта актуальная тема собрала в этом зале заинтересованных представителей всех регионов Дальнего Востока и Байкальского региона, Совета Федерации.

По словам главы Якутии, предлагаются разные варианты развития макрорегиона, но не надо забывать о действующем законодательстве. В каждом законе должны быть положения, учитывающие особенности нашего региона. Отсутствие транспортной структуры – один из главных сдерживающих факторов. Поэтому государство должно участвовать в инфраструктурных проектах, именно такой подход привлекает инвесторов. Как показала жизнь, это приносит реальные результаты в нашей республике.

Егор Борисов остановился на проблеме северного завоза: «Это сложная транспортная схема с несколькими перевалками, что приводит к удорожанию жизни в северных районах и неконкурентоспособности местных предприятий. А в федеральных министерствах и ведомствах северный завоз приравнивают к доставке, скажем, в Калужскую область».

Президент республики ысказался за законодательное закрепление особых условий транспортной схемы в Дальнего Востока и Байкальского региона, эту разницу надо признать с точки зрения закона. Егор Афанасьевич констатировал: «Главное – человек, жители Дальнего Востока должны получить равные с центральными областями России условия для экономической деятельности».

Он предложил ввести специальную ипотечную программу для дальневосточников на особых условиях. Льготы не должны касаться только промышленной сферы, нельзя забывать об аграрниках, бюджетниках, иначе может создаться определенная социальная напряженность.

Егор Борисов заметил: «Который год мы бьемся за сохранение школ, медицинских учреждений в отдаленных малонаселенных местах, пока без результата». Действительно, эта проблема касается жителей всего макрорегиона.

Как отметил президент Якутии, нельзя допускать неравное положение коренного населения Дальнего Востока и Байкальского региона, отдав льготы только вновь прибывающим. Отдельная тема — выпадающие доходы региональных бюджетов.

По мнению Егора Борисова, налоговые преференции крупным предприятиям должны вводиться с учетом компенсаций для бюджетов регионов.

Представитель Миндальвостока Павел Волков признал в своем выступлении, что два разрабатываемых законопроекта не конкуренты, их вполне можно соединить в один работающий документ. А Вячеслав Штыров добавил: «Президент Якутии Борисов поднял целую гамму вопросов, которые остались за пределами закона, который разрабатывает Миндальвосток. Понятно, что министерство выполняет поручение президента страны о создании территорий опережающего развития. Но остальные вопросы остаются за кадром, вот их мы должны прописать в своем варианте. Закон о ТОРАХ должен быть интегрирован в наш».

Татьяна Заболотная, член комитета Совета Федерации по социальной политике взволнованно говорила в своем выступлении: «Мы потеряли 1,5 млн. граждан. Остановить отток населения — стратегически важно». Она озвучила конкретные предложения: предоставлять бесплатно участок земли военным пенсионерам, давать подъемные не только молодым врачам, но тем, кто заработал стаж; повысить долю бюджетных мест в вузах, ввести жилищную субсидию после двух лет работы

Комментируя выступление Евгения Катаева, заместитель директора департамента особых экономических зон, проектов развития регионов и моногородов Минэкономразвития России, Вячеслав Штыров заметил: «Точечные решения не помогут остановить отток населения. На Дальнем Востоке есть удачно воплощенные проекты: добыча нефти на Сахалине, трубопровод ВСТО, космодром «Восточный» и другие, но с их помощью не удалось добиться кардинального сдвига. Говорю как на духу: мы собираемся превратить весь Дальний Восток и Байкальский регион в особую экономическую зону. И говорим это прямо, что бы нас услышали в министерствах и ведомствах».

В своих выступлениях Геннадий Алексеев, первый зам. ген. директора ОАО «Росгеология», Олег Каньков, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Сергей Левченко, заместитель председателя Госдумы по энергетике также остановились на отдельных положениях проекта закона. Все выступавшие отметили, что два проекта не противоречат друг друга, а дополняют.

Председатель Гособрания (Ил Тумэн) Александр Жирков в своем выступлении особо подчеркнул важность обсуждения проектов федеральных законов. Именно эту цель преследует мероприятие, которое организовано парламентом Якутии. Он заметил: «Если законы принимаются без учета мнений регионов, то, как показала жизнь, их придется впоследствии доработать».

Спикер якутского парламента однозначно поддержал комплексный подход к ускорению развития макрорегиона и отметил, что такой законопроект нашел самую широкую поддержку представителей Дальнего Востока и Байкальского региона, собравшихся в эти дни в Якутске по приглашению Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Константин Дьяконов, председатель Законодательного Собрания Амурской области остановился на конкретных предложениях и поправках амурских законодателей к статьям проекта закона. Он также подчеркнул необходимость комплексного подхода к развитию региона.

Сенатор от Якутии в Совете Федерации Александр Акимов сказал: «Сейчас есть исторический шанс для прорыва в развитии макрорегитона. Надо вспомнить хорошо забытое старое – советский опыт освоения Дальнего Востока, как строили Комсомольск-на-Амуре, БАМ».

Сенатор отметил, что без специального закона об особых условиях для Дальнего Востока и Байкальского региона процесс затянется из-за бюрократической волокиты, поэтому Совет Федерации лоббирует этот закон.

Жанна Иванова, член Совета Федерации, особо отметила роль туризма и призвала власти субъектов региона способствовать тому, чтобы молодежь центральной России смогла увидеть Дальний Восток своими глазами. Не надо забывать о том, сказала сенатор, «что наши родители приехали сюда именно за романтикой, за запахом тайги…»

Дмитрий Сорокин, первый заместитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН в своей речи подчеркнул особенности региона: «Сегодня центр экономической жизни находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вы объективно является частью его. В каком качестве вы будете туда втянуты (а этого не миновать) – сырьевого придатка? Тогда под угрозой целостность страны. Мегапроект по прорывному развитию Дальнего Востока необходим неотложно, поэтому нужен закон. У нас есть претензии к проекту, но наша цель — не дать этот закон утопить. Уверяю, желающих сделать это будет много. Жаль, что упоминаний об экологической безопасности этого региона мы не нашли в проекте закона. Говорю как человек, который проплыл Байкал, Амгу, Алдан, проехал колымскую трассу и знает эту природу непонаслышке — внесите эти статьи, пожалуйста…»

Виктор Чудов, председатель Законодательной Думы Хабаровского края, президент Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» особо отметил: «Наш вывод – должно быть приняты комплексные решения по развитию макрорегиона. И принятия закона недостаточно».

Подводя итоги обмена мнениями, Вячеслав Штыров сказал: «Чем больше погружаемся «в тему», тем больше возникает сомнений и размышлений из-за масштабности поставленной задачи. Стандартный федеральный закон не срабатывает на Дальнем Востоке. Формально равенство, а фактически неравенство. Надо выровнять его, не разрывая единого правового поля. Для Дальнего Востока нужны особые решения. То, что мы находимся в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона – это так только с точки зрения Тамбова.

С позиции Японии и Китая мы находимся на задворках АТР. Нам стратегически важно создать реально работающий механизм развития нашего макрорегиона», сообщает Ил Тумэн

Число просмотров: 10581