Политика > Егор Борисов поручил разработать региональную программу по защите прав потребителей в Якутии

Егор Борисов поручил разработать региональную программу по защите прав потребителей в Якутии

18/05 05:14
Егор Борисов поручил разработать региональную программу по защите прав потребителей в Якутии

17 мая глава Якутии Егор Борисов провел заседание Межведомственного координационного совета при Главе РС (Я) по созданию благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, реализации региональной торговой и промышленной политики с учетом прав потребителей. По итогам мероприятия Егор Борисов поручил разработать республиканскую программу по защите прав потребителей в Якутии.

Глава напомнил, что решение о разработке региональных программ по защите прав потребителей вошло в Перечень поручений Президента России Владимира Путина по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей, состоявшегося в апреле 2017 года. На сегодняшний день региональные программы по защите прав потребителей приняты и действуют в пяти субъектах РФ. Также по итогам апрельского заседания в августе в России была принята Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. Как считает Егор Борисов, четкие задачи и направления работы должны быть определены на муниципальном и региональном уровнях, хотя большая нагрузка по защите прав потребителей возложена на федеральную структуру – Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей.

В Управлении Роспотребнадзора по РС(Я) разработали проект региональной программы «Обеспечение прав потребителей в Республике Саха (Якутия) на 2019-2023гг.», который рассмотрен членами Межведомственного совета. Как сообщила руководитель Управления Роспотребнадзора по Якутии Маргарита Игнатьева, программа будет направлена на создание условий для эффективной защиты прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке. В проекте определены конкретные задачи по организации этой работы. В перечень основных задач программы вошли повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения, мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей, повышение уровня социальной ответственности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке и другие.

В ходе заседания участники мероприятия заслушали отчет Маргариты Игнатьевой об итогах государственного надзора в сфере защиты прав потребителей за 2017 год. Докладчик сообщила, что созданный в декабре 2011 года Межведомственный координационный совет по защите прав потребителей при Правительстве РС(Я), согласно поручению Президента РФ в сентябре 2017 года преобразован в Межведомственный координационный совет при Главе РС(Я) по созданию благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, реализации региональной торговой и промышленной политики с учетом прав потребителей. Наряду с этим советом в республике созданы и работают четыре комиссии, в которых рассматриваются вопросы защиты прав потребителей. Также функционирует Общественный совет при Управлении Госстройжилнадзора РС (Я) и Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ. Кроме того, с 2016 года ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РС(Я)» принимает жалобы граждан в восьми районах, где нет подразделений Роспотребнадзора.

В муниципальных образованиях работают пять подразделений по защите прав потребителей – в Якутске, Мирном, Нерюнгри, в Арыктахском наслеге Кобяйского района и при администрации Усть-Майского улуса. В Якутске жалобы и предложения горожан для решения различных проблем потребителей аккумулирует интернет-портал «One click Yakutsk». Также Окружной администрацией Якутска создана Межведомственная комиссия по незаконному предпринимательству. По данным Маргариты Игнатьевой, в 2017 г. в органы местного самоуправления республики поступило 152 обращения граждан, составлено 35 претензий. Большую работу проводят общественные организации по защите прав потребителей, зарегистрированные в Мирном, Вилюйске, Зырянке, Намцах, Нерюнгри, Ленске, Айхале, Сунтаре и в городе Якутске. За 2017 год в общественные организации обратилось 514 граждан. Составлено 125 претензий в адрес индивидуальных предпринимателей. Общественные организации подали в суды 93 иска и ими взыскана сумма около 3 млн. рублей.

В 2017 году зарегистрировано существенное снижение количества обращений по вопросам защиты прав потребителей. В сравнении с 2011 годом количество обращений уменьшилось в два раза. Резкий спад обращений за последний год Маргарита Игнатьева связывает с изменением Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно изменениям, с 1 января 2017 года потребитель, у которого нарушены права, должен сначала обратиться к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в магазин или в организацию, где были нарушены его права. Там его заявление должны рассмотреть и дать ответ.

В Роспотребнадзор гражданин может обратиться только в случае отказа, отсутствия ответа на свое обращение либо если требования заявителя не были удовлетворены. Также внесены изменения в порядок обращений граждан, согласно которым обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, должны быть обязательно авторизованы в единой системе идентификации и аутентификации. Image title По данным докладчика, из поступивших в Управление Роспотребнадзора по РС (Я) жалоб более 60% составляют жалобы на нарушения прав потребителей в сфере услуг: жилищно-коммунальных, финансовых, транспортных, услуг бытового обслуживания населения, связи.

На предприятия торговли пришлось около 40% жалоб, из которых 12% в отношении торговли продовольственной продукцией. Основная часть обращений поступает в г. Якутске. В 2017 году Управлением Роспотребнадзора по Якутии было проведено 88 плановых и 520 внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, по итогам которых было выявлено 929 нарушений. Большинство нарушений выявлено по розничной торговле пищевыми продуктами и непродовольственными товарами.

Подводя итоги заседания, Егор Борисов подчеркнул, что региональная программа по защите прав потребителей должна быть принята в ближайшее время. Основой станет проект программы, разработанный Управлением Роспотребнадзора по РС(Я). Координатором этой работы определено Министерство по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия).

«Мы должны обеспечить, чтобы жители республики приобретали качественные товары и продукцию, получали качественные услуги во всех сферах: здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве и других направлениях», – отметил Борисов. По мнению главы, большое внимание надо уделить профилактической работе, рискоориентированному надзору за деятельностью бизнеса, производителей продукции и услуг, сообщается на сайте egorborisov.ru

Фото Марии Васильевой

Число просмотров: 4901