Политика > Ситуацию на Индигирке парламентарии Якутии берут на депутатский контроль

Ситуацию на Индигирке парламентарии Якутии берут на депутатский контроль

01/11 19:23
Ситуацию на Индигирке парламентарии Якутии берут на депутатский контроль

В парламенте республики 31 октября 2013 года состоялась рабочая встреча народных депутатов республики с главами Абыйского, Аллаиховского и Момского улусов, пострадавших от срыва завоза грузов на реке Индигирка.

Провела мероприятие председатель постоянного комитета Ил Тумэна по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера Елена Голомарева. В заседании приняли участие заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев, председатель постоянного комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктор Федоров, председатель комитета по вопросам местного самоуправления Василий Местников, народные депутаты республики Юрий Садовников, Александр Слепцов, глава Абыйского улуса Михаил Никулин, глава Аллаиховского улуса Аркадий Горохов и глава Момского улуса Петр Черемкин.

Состоялся конструктивный и открытый разговор о решении двух важных вопросов: как доставить в арктические улусы грузы и что делать, чтобы такая ситуация не повторилась еще раз.

Начиная разговор, Елена Голомарева подчеркнула, что парламент республики вплотную занялся решением проблем, возникших на реке Индигирка и приведших к срыву завоза грузов. Так, постоянный комитет парламента республики по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры под председательством Виктора Федорова инициировал проведение депутатского расследования по сложившейся ситуации.

Елена Голомарева отметила, что парламентарии собрали глав районов на прямой разговор, «чтобы получить информацию из первых уст, выявить проблемы и начать работу по их устранению».

«Надо констатировать факт – северный завоз сегодня сорван», — начал разговор глава Аллаиховского улуса Аркадий Горохов. Он рассказал, что по топливу улус обеспечен на 49% от потребностей, промышленными товарами – на 70%, по энергетике – на 100% благодаря опережающему завозу энергетиков. «Овощной рейс» подошел к разгрузке среди последних, стоял на рейде и ждал, когда разберутся с судами с нефтепродуктами.

«Когда в улусе объявили режим ЧС, мы запросили помощь у ЛОРПа и ЛГБУПСа (Ленского государственного бассейнового управления путей и судоходства), чтоб они обеспечили проводку судов до Чокурдаха. Но мы получили ответ, что они ждут указаний из Якутска, и им поручено заниматься только переработкой нефтепродуктов. Таким образом, судно с овощами вернулось», — объяснил глава. При этом он добавил: «Эта ситуация выходит за все рамки сложившихся традиций в наших северных условиях – когда нет взаимовыручки, понимания ситуации. Несмотря на все, речники должны были выполнить главную задачу – обеспечить северный завоз для арктической группы улусов, потому что от этого зависит вся жизнедеятельность арктического региона республики»,- подчеркнул Аркадий Горохов.

Ситуацию в районе он охарактеризовал как стабильную.

После Нового года будет введен режим экономии на предприятиях теплоснабжения, чтоб продержаться до начала действия автозимника. Допустимой для езды толщины в 70-80 см. лед достигнет только к февралю. Чтобы открыть автозимник раньше, на участке «Белая Гора – Чокурдах» надо сегодня начинать расчищать снег для обеспечения более скорого промерзания.

«Для перевозки сырой нефти из Нижнеянска для нужд только нашего улуса нужно 100 единиц наливного транспорта, а где мы их возьмем? Это большая проблема», — отметил глава района.

Также Аркадий Горохов сообщил, что улус обеспечен основными продовольственными товарами из 13 наименований на один год. Но у населения есть потребность в других продуктах – подсчитано, что стоит необходимость в дозавозе 12 т. продовольствия, 45 т. – овощей и картофеля. Достигнута договоренность о проведении девяти рейсов с продуктами питания до Нового года.

Проблема повышения цен на продукты питания находится в районе под контролем. Кроме этого, стоит потребность в довозе 5 т. сырой нефти для нужд ЖКХ. Самая сложная ситуация сложилась в Абыйском улусе.

«По каменному углю вместо запланированных 14 525 тонн фактически доставлено 4 900 т., по пути в поселок Белая Гора в 170 км. от поселка осталось 4 756 тонн, остальной уголь на Индигирку даже не дошел, остался на Яне, и его перебазировали в Нижнеянск. По сырой нефти вместо запланированных 3 595 тонн завезено 600. Из запланированных к завозу 2 000 тонн угля завезли 570 т, 300 из них остались в Дружине. Угля хватает только до 20 ноября, после – котельные будут переводить на дизтопливо», — сказал глава улуса Михаил Никулин.

Для перевода нужно 260 тонн дизтоплива. 60 тонн планируют взять из запасов «Сахаэнерго». Военными вертолетами завезли 130 т. Этих 190 тонн должно хватить до 24 декабря. Сырой нефти хватает только до 9 ноября. Состояние с обеспечением продовольствием тоже проблематичное.

«Почти все контейнера с продуктами остались в Сыпном Яру: четырнадцать 20-тонных контейнеров, семь 3-хтонных, груз «Якутоптторга» в 271 т. Не было довезено также 60 тонн овощей и картофеля, но благодаря быстрому реагированию предприятия «Якуттуймаадаагроснаб» шестью авиарейсами доставили в улус 31 тонну. Нет овощей, колбасы, молока. Один раз в неделю продукты привозят индивидуальные предприниматели, и товар населением скупается моментально. Будет сделано шесть субсидированных дополнительных авиарейсов Сейчас 1 кг. груза, доставленный самолетом, стоит 286 рублей, из них 163 рубля будет субсидировать Правительство республики, таким образом, мы дополнительно привезем 24 тонны», — поделился планами Михаил Никулин.

Также докладчик предложил депутатам взять на контроль ситуацию с возвратом строительных материалов. Так, не довезли стройматериалы для строительства 16-квартирного дома в Абыйском улусе и стоит проблема оплаты возврата, и самое главное – нужно сохранить в Инвестиционной программе бюджета строительство объекта в следующем году.

Глава Момского улуса Петр Черемкин сравнил ситуацию по завозу горюче-смазочных материалов с бомбой замедленного действия.

«Эту зиму мы переживем за счет того, что 96% ГСМ этого года мы завезли в Мому в прошлом году за счет опережающего завоза. Но 14,8 тыс. тонн на следующий год в этом году практически не завезен», — объяснил глава. Петр Черемкин отметил, что вывозить груз по маршруту «Нижнеянск – Усть-Куйга – Депутатский – Сыаганнаах – Белая Гора – Кэбэргэнэ» будет сопряжен с некоторыми трудностями и предложил другой вариант, короче на 300 км. – по маршруту «Нижнеянск – Усть-Куйга – Депутатский – Сыаганнаах – Кэбэргэнэ», по которому в советское время завозили сено.

Администрация Момского улуса сделала подробный расчет, вплоть до количества техники, которая будет задействована от улуса. В районе готовят гаражи для привлекаемой техники, пункты питания и размещения, закупили 14 тепловых пушек для обогрева пустующих гаражей.

«С Хандыги привезем 3 900 тонн дизтоплива для выработка электроэнергии и 1000 т. сырой нефти. Но нефтебаза Хону не приспособлена для ее хранения – нет емкостей с обогревающим оборудованием», — рассказал о планах глава.

Кроме этого, Петр Черемкин внес предложение о приобретении нового земснаряда, а также высказал пожелание точно рассчитывать стоимость километража дорог. «И надо решить проблему с автозимником», — резюмировал он.

Таким образом, самая главная проблема, которую надо решить сегодня – обеспечение ранней работы автозимника. Работы нужно начинать немедленно – пока снег неглубокий и его можно убирать мелкогабаритным транспортом. Если снег уплотнится и покроет лед, то промерзать он будет медленно. Вроде бы Арктика, но зима там мягче, чем в центральной Якутии. Автозимник устанавливается только в конце января – начале февраля.

«Но автозимник можно открыть даже за месяц, если заранее проводить необходимые подготовительные работы», — подчеркнули главы северных улусов. Отмечено, что на сегодняшний день активная работа не началась, «идут только расчеты и поиск вариантов».

Также представители улусов поддержали решение депутатов о проведении депутатского расследования, о чем было вынесено решение на заседании постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры под председательством Виктора Федорова.

Конечно, к срыву навигации привели много причин: помешали погодные условия, низкий уровень воды, обмеление рек по причине отсутствия дноуглубительных работ, рано начавшийся ледостав. Но все главы уверены и в присутствии так называемого «человеческого фактора» в срыве завоза.

«Абсолютно неготовым к навигации в этом году оказался флот. Были и неслаженная работа всех предприятий речного транспорта и несогласованность действий капитанов судов. Не было четкой координации движения судов», — сказал Глава Аллаиховского улуса Аркадий Горохов, имея в виду отсутствие единого диспетчера, который бы координировал северный завоз.

Также глава отметил проблемы с техническим состоянием судов. В качестве примера привел факт «раскачки» судна СПМ в течение 2-3 суток, хотя по нормативам на эту процедуру должно уйти 18 часов. Также он отметил, что насосы не работали на трех суднах СПМ из пяти.

«Капитаны объясняют все отсутствием запасных частей», — сказал Аркадий Семенович. «Есть ссылка на природные условия, но человеческий фактор тоже нужно рассматривать», — поддержал главу Аллаихи глава Абыйского улуса Михаил Никулин. Решение проблемы он видит в организации деятельности единого диспетчера, который бы держал всю ситуацию с навигацией на севере на контроле.

С проблемой отсутствия единого диспетчера, регулирующего северный завоз, согласились все главы улусов. По их словам, в кратковременный период – продолжительностью 4-5 дней – был установлен благоприятный период, когда уровень воды поднялся, и при слаженной работе в эти дни можно было завести до 5 тысяч тонн грузов дополнительно. Говорили главы и том, что в период с 6 до 10 утра и с 18 до 22 часов вечера уровень воды поднимался на 15-20 см. В это время при условии присутствия единого диспетчера, координирующего всю работу, можно было организовать активную работу речников. Кроме этого, главы предложили включить в состав комиссии по депутатскому расследованию экспертов, имеющих большой стаж работы на северных реках.

Одна из главных причин, которую нужно решать для улучшения ситуации – проведение дноуглубительных работ. Как сообщили главы районов, ранее дноуглублением занимался земснаряд «Анабар» Ленского государственного бассейнового управления путей и судоходства, который перестал работать с 2010 года. Конечно, сейчас пытаются углубить дно реки при помощи земснаряда малой мощности, но результаты навигации 2013 года показали неэффективность проведенных работ. Все сошлись на мнении, что работа должна быть планомерной и постоянной. Участники совещания подняли проблему создания неснижаемого переходящего страхового запаса топлива и продовольствия в арктических улусах.

При этом был отмечен положительный опыт работы предприятий энергетики. Парламентарий Виктор Федоров предложил, чтобы такой стратегический запас был по углю. Елена Голомарева отметила, что вопрос опережающего завоза топлива и продовольствия в северные районы республики ставится практически каждый год, но до практической реализации дело не доходит. Но ситуация с завозом на Яне и Индигирке, складывающаяся в последнее время показывает, что такие запасы могли бы страховать при случае чрезвычайной ситуации.

Вице-спикер парламента Виктор Губарев и народный депутат Александр Слепцов выразили обеспокоенность, чтобы тендера на подготовку автозимников не выиграли организации «с авторучкой», без спецтехники, так как в прошлом году был случай, когда тендер за счет заявленной меньшей суммы выиграл подрядчик, который перенанимал организации с техникой.

«Опыт показывает: какие цены – такие и дороги», — подчеркнул Александр Слепцов. Большие надежды с урегулированием ситуации с торгами Виктор Федоров связывает с принятием нового Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступит в силу с 1 января 2014 года.

Народный депутат Василий Местников внес предложение решать проблему завоза грузов до конечного пункта назначения: «Надо срочно связаться с дорожниками и перевозчиками, четко распределить расценку, чтобы сразу начать работу по завозу грузов». Парламентарий Юрий Садовников согласился со всеми озвученными предложениями и внес собственное о необходимости определения единственного заказчика, который будет проводить весь объем работ – Государственный комитет республики по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Также он одобрил предложение главы Момского улуса не делать депонационные запасы в Белой Горе, а завозить их сразу в Хону.

Народные депутаты приняли решение провести в ноябре текущего года парламентское слушание на тему «О государственной поддержке завоза продукции в арктические и северные районы». Кроме этого, члены постоянного комитета по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера распределили между собой кураторство над северными улусами и приняли решение выехать в курируемые улусы после проведения третьего (очередного) пленарного заседания Ил Тумэна. Также создана совместная рабочая группа, которая разработает предложения для решения проблем по завозу грузов.

«Такая же ситуация сложилась в 2011 году была в Момском улусе, и на решение всех проблем из бюджета республики было выделено 500 млн. рублей. Самое главное – решать проблему в комплексе», — пришли к выводу участники встречи, сообщили YakutiaPrime в пресс-службе Ил Тумэна

Число просмотров: 6912