Аналитика > Основные проблемы рыбной отрасли

Основные проблемы рыбной отрасли

16/09 08:59
Основные проблемы рыбной отрасли

Сегодня среди основных проблем рыбной отрасли в нашей стране выделяются следующие: недостаточное развитие переработки, слабость транспортной инфраструктуры и недостаточное насыщение внутреннего рынка качественной рыбой.

Таким образом, необходимо увеличить финансирование научно-исследовательских и разведывательных работ, создать экономические преференции судостроителям, поскольку флот устарел на 60–70%, ему непросто конкурировать, а расходы на обслуживание старых судов довольно велики.

В вопросе переработки рыбы стоит посмотреть на опыт главного конкурента – Китая, где под перерабатывающее предприятие выделяется бесплатный земельный участок, переработчикам предоставляются льготы по коммунальным услугам.

В России пока действует лишь субсидирование процентной ставки на покупку оборудования для добытчиков рыбопродукции, переработчики этой льготой почти не пользуются, а ведь они ключевые покупатели рыбы, от них во многом зависит спрос на нее.

На уровне обсуждения осталось и снижение пошлин на ввоз оборудования. Ее нужно даже не снизить, а обнулить.

Что касается транспорта, проблемы по перевозке лосося во время путины-2009 прогремели во всех новостях, к оперативному решению вопроса подключилось и правительство, и ОАО «РЖД».

Обсуждение утихло по окончании путины, но сами проблемы – низкая пропускная способность портовой инфраструктуры, несогласованность действий игроков на разных участках доставки – никуда не делись.

И третий, последний вопрос – насыщение внутреннего рынка качественной рыбой.

Приток российской рыбы и так вырос, свидетельством тому падение импорта при росте потребления, меньший, чем в прошлом году, рост цен и увеличение доли рыбы и морепродуктов в потребительской корзине. Однако снижение издержек еще недостаточно, и китайское филе по-прежнему дешевле российского.

Здесь нужно действовать двумя путями: стимулировать свою переработку и работать над принятием техрегламента на рыбу и рыбопродукцию.

Проблемы неконкурентной структуры отрасли

По оценкам экспертов, в настоящее время российская рыбодобывающая промышленность окончательно вышла из кризиса. Тем не менее, в ней еще сохраняется множество серьезных проблем, самой острой из которых можно назвать крайне неконкурентную структуру отрасли.

К примеру, посмотрим на такие крупные рыболовецкие страны, как Норвегия и Южная Корея. Здесь у покупателя есть масса вариантов, как получить рыбу после покупки на бирже или в порту и как доставить ее в свой регион. На одних и тех же маршрутах работают десятки фирм. У одной есть склад, у второй, у третьей. Соответственно — конкуренция и низкие цены.

У нас же ключевые маршруты транспортировки рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть страны контролируются одной-двумя компаниями.

Пользуясь своим монопольным положением, эти посредники диктуют рынку свои условия. Отсюда и высокие цены на рыбу по стране, отмечают эксперты.

В Северо-Западном регионе, к примеру, всю рыбопереработку фактически монополизировала компания РОК-1, на Дальнем Востоке и в Приморье тон задают ТУРНИФ, торговый дом «Русские морские продукты», «Примрыбснаб», «Дальморснаб» и торговый дом «Восточные рыбные промыслы».

Перевозку же в рефрижераторах с Дальнего Востока сегодня практически полностью контролирует «дочка» РЖД — «Рефсервис«. И на удешевлении рыбы для конечных потребителей подобная ситуация сказывается далеко не лучшим образом.

Конечно, потом ситуацию «разрулили», но она более чем наглядно показала колоссальную нехватку в стране рыбной инфраструктуры».

Число просмотров: 20373
Источник новости: Туяра Мамаева