Основные проблемы рыбной отрасли
Сегодня среди основных проблем рыбной отрасли в нашей стране выделяются следующие: недостаточное развитие переработки, слабость транспортной инфраструктуры и недостаточное насыщение внутреннего рынка качественной рыбой.
Таким образом, необходимо увеличить финансирование научно-исследовательских и разведывательных работ, создать экономические преференции судостроителям, поскольку флот устарел на 60–70%, ему непросто конкурировать, а расходы на обслуживание старых судов довольно велики.
В вопросе переработки рыбы стоит посмотреть на опыт главного конкурента – Китая, где под перерабатывающее предприятие выделяется бесплатный земельный участок, переработчикам предоставляются льготы по коммунальным услугам.
В России пока действует лишь субсидирование процентной ставки на покупку оборудования для добытчиков рыбопродукции, переработчики этой льготой почти не пользуются, а ведь они ключевые покупатели рыбы, от них во многом зависит спрос на нее.
На уровне обсуждения осталось и снижение пошлин на ввоз оборудования. Ее нужно даже не снизить, а обнулить.
Что касается транспорта, проблемы по перевозке лосося во время путины-2009 прогремели во всех новостях, к оперативному решению вопроса подключилось и правительство, и ОАО «РЖД».
Обсуждение утихло по окончании путины, но сами проблемы – низкая пропускная способность портовой инфраструктуры, несогласованность действий игроков на разных участках доставки – никуда не делись.
И третий, последний вопрос – насыщение внутреннего рынка качественной рыбой.
Приток российской рыбы и так вырос, свидетельством тому падение импорта при росте потребления, меньший, чем в прошлом году, рост цен и увеличение доли рыбы и морепродуктов в потребительской корзине. Однако снижение издержек еще недостаточно, и китайское филе по-прежнему дешевле российского.
Здесь нужно действовать двумя путями: стимулировать свою переработку и работать над принятием техрегламента на рыбу и рыбопродукцию.
Проблемы неконкурентной структуры отрасли
По оценкам экспертов, в настоящее время российская рыбодобывающая промышленность окончательно вышла из кризиса. Тем не менее, в ней еще сохраняется множество серьезных проблем, самой острой из которых можно назвать крайне неконкурентную структуру отрасли.
К примеру, посмотрим на такие крупные рыболовецкие страны, как Норвегия и Южная Корея. Здесь у покупателя есть масса вариантов, как получить рыбу после покупки на бирже или в порту и как доставить ее в свой регион. На одних и тех же маршрутах работают десятки фирм. У одной есть склад, у второй, у третьей. Соответственно — конкуренция и низкие цены.
У нас же ключевые маршруты транспортировки рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть страны контролируются одной-двумя компаниями.
Пользуясь своим монопольным положением, эти посредники диктуют рынку свои условия. Отсюда и высокие цены на рыбу по стране, отмечают эксперты.
В Северо-Западном регионе, к примеру, всю рыбопереработку фактически монополизировала компания РОК-1, на Дальнем Востоке и в Приморье тон задают ТУРНИФ, торговый дом «Русские морские продукты», «Примрыбснаб», «Дальморснаб» и торговый дом «Восточные рыбные промыслы».
Перевозку же в рефрижераторах с Дальнего Востока сегодня практически полностью контролирует «дочка» РЖД — «Рефсервис«. И на удешевлении рыбы для конечных потребителей подобная ситуация сказывается далеко не лучшим образом.
Конечно, потом ситуацию «разрулили», но она более чем наглядно показала колоссальную нехватку в стране рыбной инфраструктуры».