Главное > Северная широта: Время Арктики

Северная широта: Время Арктики

23/10 09:20
Северная широта: Время Арктики

В Арктике сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности: военно-политический, экономический, технологический, экологический и ресурсный. Так, по оценкам экспертов, общие запасы топливно-энергетических ресурсов арктической части Российской Федерации превышают 1,6 триллиона тонн, а континентальный шельф содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире.

Добываемые в пределах Арктики полезные ископаемые составляют основную часть минерально-сырьевой базы России: более 90% никеля и кобальта, 60% меди, более 96% платиновых металлов, извлекается около 80% газа и 60% нефти России. По подсчетам Министерства природных ресурсов и экологии России, территория, на которую претендует Россия в Арктике, может содержать до 586 млрд баррелей нефти, для сравнения: все доказанные нефтяные запасы Саудовской Аравии составляют всего 260 млрд баррелей.

Помимо нефтегазоперспективности Арктического шельфа интересен и его золотоносный и алмазный россыпной потенциал. Золото обнаружено на острове Большевик, полуострове Челюскин и в Валькарайском районе. Алмазы – в зонах морей Белого (Беломорский россыпной район), Баренцева (Канинско-Тиманский россыпной район) и Лаптевых (Анабаро-Хатангский район), а также в морских отложениях Восточной Чукотки и в районе пролива Св. Лаврентия.

Кроме ископаемых Арктика интересует Россию с транспортной точки зрения, так как северная территория рассматривается в качестве более дешевой альтернативы Суэцкому каналу для транспортировки грузов. Так, например, если расстояние, которое проходят суда из Мурманска в Японию через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путем — только 5770 морских миль. Это может значительно удешевить стоимость перевозок.

Чрезвычайно важны и биоресурсы, ежегодный вылов в северных российских водах колеблется в пределах 143–516 тыс. т рыбы.

Арктический регион — новый национальный мегапроект

Крупные проекты в Арктике сегодня активно реализуются. Возрождается Северный морской путь: в 2013 году по нему было перевезено свыше полутора миллионов тонн грузов.

Необходимо отметить, что Северный морской путь включает в себя прибрежные и высокоширотные трассы, которые выходят за пределы российских внутренних и территориальных вод, экономической зоны и границ континентального шельфа, в которых юрисдикция России действует в полном объеме. Для России интеграция СМП в мировую транспортную систему в качестве самостоятельного Евроазиатского транспортного коридора означает укрепление положения в мировой хозяйственной системе. С 1991 года на базе СМП начал развиваться международный туризм и организовываться экспериментальные транзитные рейсы «Япония-Европа». Одним из основных транспортных коридоров может стать транспортный маршрут СМП – р. Лена – железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск – Байкало-Амурская магистраль – Азия.

Развитие опорной транспортной сети арктических территорий для обеспечения перевозок по международному транспортному коридору предусматривает модернизацию инфраструктуры водных путей, первоочередное развитие и техническое перевооружение с созданием терминальных логистических комплексов портов Хабаровск, Благовещенск, Поярково, Покровка, Зея, Свободный, Якутск, Осетрово, Олекминск, Ленск, Зырянка, Черский, Белая гора и Хандыга, развитие инфраструктуры арктических портов Тикси и Зеленый Мыс.

Намечено строительство устьевых перегрузочных комплексов в устьях рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы. Развитие инфраструктуры на основных направлениях международных транспортных коридоров обеспечит потребности внешней торговли страны и позволит реализовать ее транзитный потенциал на основе использования глобальных конкурентных преимуществ.

Отдельно, отметим, строительство современного арктического порта Сабетта. На Ямале создается крупное производство по переработке сжиженного природного газа на Южно-Тамбейском месторождении, российские компании активно работают на арктическом шельфе. На современном этапе идет модернизация 9 арктических аэропортов федерального значения: Мурманск, Анадырь, Нарьян-Мар, Воркута, Салехард, Норильск, Хатанга, Тикси, Певек. Аэропорты в Мурманске и Анадыре развиваются как международные, в Тикси и Хатанге – как магистральные.

Укрепляется военная инфраструктура. Происходит оптимизация группировок войск и сил Военно-Морского Флота.

Современные средства мониторинга позволяют наблюдать за происходящими процессами, новые технологии дают возможность добывать минеральные ресурсы и вести морские транспортные операции в труднодоступных полярных районах.

В Российской Федерации в последние годы был принят ряд стратегических и концептуальных документов, затрагивающих вопросы комплексного социально-экономического развития арктических территорий: сформированы Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике, принята Стратегия развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Создаются стимулы для социально-экономического роста северных и арктических регионов, в том числе Республики Саха (Якутия).

В июне 2015 года Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала разработать отдельный законопроект о развитии арктической зоны России. Спикер совершила поездку в Якутск, где провела заседание Экспертного совета верхней палаты по Арктике и Антарктике. Для регионов Арктики должна быть усилена и степень государственного регулирования цен и тарифов на услуги транспорта, электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства. Среди важнейших приоритетов Валентина Матвиенко назвала сбережение уникальных экологических систем Арктики.

Отметим, что для Якутии Арктика – это более 40% территории, удаленной от основных промышленных центров, с экстремальными природно-климатическими условиями, высокой зависимостью от завоза товаров из других регионов и низкой экологической защищенностью.

К Арктической зоне в Республике Саха (Якутия) относятся 13 муниципальных районов: Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский, Верхнеколымский районы.

На территории арктической Якутии находятся россыпи алмазов на реках Анабар, Оленек, Молодо, Моторчуна, месторождение редкоземельных металлов, месторождение олова Депутатское, золоторудное месторождение Кючус. Арктическая зона Якутии богата многочисленными запасами благородных, цветных и редких металлов, уникальной по объему сырьевой базой.

Справка YakutiaPrime: 2014 год был объявлен в Якутии годом Арктики. В августе по указу Егора Борисова в республике образован Госкомитет по делам Арктики. В декабре 2014 года в Республике Саха (Якутия) был учрежден День Арктики. Отмечается новый праздник ежегодно 19 марта. В Год Арктики в арктических улусах введено восемь социальных объектов: 5 детских садов в селах Абыйского, Верхоянского, Жиганского, Среднеколымского улусов, 2 спортивных зала в Верхоянском и Оленекском улусах, один многофункциональный центр культуры и спорта в Среднеколымском районе. Кроме того, завершается строительство школ, объектов здравоохранения. В арктических улусах в 2014 году введено свыше 9 тысяч кв. метров жилья, к централизованным источникам отопления подключено около 450 домов, в 46 многоквартирных домах проведен капитальный ремонт.

Поступательное социально-экономическое развитие Арктики является приоритетом государственной политики Республики Саха (Якутия).

На развитие арктических и северных районов Якутии в 2014-2017 году и на период до 2020 года будет направлено более 55 млрд рублей. В том числе из федерального бюджета будет направлено более 20 млрд рублей, из бюджета республики — 19,6 млрд рублей. Дополнительно требуется еще 8,1 млрд рублей.

Безопасность поселений Арктики невозможна без устойчивого теплоэнергообеспечения. Здесь самый трудный случай – обеспечением теплом и энергией сотен децентрализованных потребителей, которые не имеют круглогодичной наземной связи. Нет лучшего места тестировать новые технологии, развертывать пилотные проекты для подбора индивидуального инновационного решения по использованию местных видов топлива и возобновляемых источников энергии.

Республика Саха (Якутия) является лидером по внедрению альтернативной энергетики на Дальнем Востоке. Так, в регионе уже работают одиннадцать солнечных электростанций. Накануне две новых солнечных станции появились в Верхоянском улусе: мощность фотоэлектрического массива в поселке Бетенкес составляет 40 кВт, в селе Столбы – 10 кВт. Еще одна станция была построена в селе Улуу Алданского улуса, ее мощность – 20 кВт. СЭС синхронизированы с действующими в поселках дизельными электростанциями и частично замещают их выработку. По подсчетам специалистов, экономия топлива вследствие замещения выработки ДЭС солнечными электростанциями в 2016 году должна достигнуть 408 тонн, что эквивалентно 18,4 млн рублей. В ближайшем будущем «кустовой метод» планируется применить при строительстве станций в Олекминском, Усть-Янском, Верхнеколымском и Оймяконском улусах. Реализация этой комплексной программы позволит экономить более 30 тысяч тонн дизельного топлива ежегодно.

Арктический ветер Якутии заставят давать электричество. В поселке Тикси Булунского района Якутии построят ветропарк мощностью 1 МВт. О реализации проекта договорились японская Komaihaltec, «РАО ЭСВ» и Республика Саха (Якутия). Напомним, Меморандум о взаимопонимании на Восточном экономическом форуме подписали гендиректор «РАО ЭС Востока» Сергей Толстогузов, исполнительный директор по ВИЭ японского концерна Komaihaltec Эми Комаи и глава Якутии Егор Борисов.

Власти Якутии планируют внедрить пилотные проекты по возобновляемой электроэнергетике в арктических поселениях для замещения завоза сотен тысяч тонн дизельного топлива в год. В теплоснабжении арктических поселений станут применяться комбинированные схемы – оснащение дизельных электростанций и газотурбинных, парогазовых установок котлами-утилизаторами для попутного получения тепловой энергии.

В Якутии идет активная реализация комплексной программы «О социально-экономическом развитии арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Главной целью проекта является повышение качества жизни населения арктических территорий. В 2014 году по итогам реализации первого этапа проекта на территории Якутии разработаны Концепция и План мероприятий до 2017 года.

Согласно прогнозу Госкомарктики, к концу года планируется 100-процентное выполнение индикаторов программы по следующим направлениям: «вылов рыбы» (план составляет 4,8 тысячи тонн), «количество субъектов малого и среднего предпринимательства» (3 208 единиц), доля среднесписочной численности работников малых предприятий к экономически активному населению (ожидаемый результат 5%), охват диспансеризацией определенных групп взрослого населения (23% на конец года), количество выполненных рейсов по социально значимым авиалиниями (881 рейс в 2015 году), охват детей дошкольными учреждениями от общего числа детей дошкольного возраста (72,5%).

До конца года будет полностью выполнен план по вводу объектов с применением новых технологий и методов строительства. Речь идет о строительстве пяти многоквартирных домов в поселке Батагай Верхоянского района, в селах Хонуу и Соболох Момского района, а также в селах Оленек и Эйик Оленекского района. Также до конца года будут выполнены поставленные задачи по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отдельно отметим, что сегодня в Якутии ведется строительство восьми объектов общеобразовательных учреждений в Верхоянском, Аллаиховском, Нижнеколымском, Момском, Булунском и Среднеколымском районах на общую сумму 1,2 млрд. рублей. Кроме того, в Аллаиховском, Верхоянском, Жиганском и Среднеколымском районах строятся здания пяти детских садов на общую сумму 170,5 миллионов рублей.

В Верхоянском районе в рамках программы ведется строительство фельдшерско-акушерского пункта. В целях модернизации традиционных отраслей Севера ведется строительство оленеводческих баз и коралей, приобретаются и устанавливаются модульные убойные цеха, цеха по первичной переработке рыбы, оборудование по шоковой заморозке рыбы, реконструируются и механизируются ледники.

В октябре текущего года будут введены в эксплуатацию пять модульных рыбопромысловых баз в Аллаиховском, Булунском и Нижнеколымском районах Якутии. Местное население обеспечивается вездеходной техникой, приобретается пассажирские суда, строятся и реконструируются источники энерго- и теплоснабжения. К концу года планируется перевезти воздушным транспортом на внутрирегиональных маршрутах более 18,7 тысяч человек, что составляет 132% от годового плана.

Сегодня за счет бюджета республики льготные пассажирские перевозки из арктической зоны до Якутска и обратно касаются только пассажиров до 23 лет и старше 55 и осуществляются по 14 направлениям. При этом субсидирование из бюджета республики покрывает 70% от стоимости тарифов. Всего на эти цели в текущем году предусмотрен 171 млн рублей. Однако, этих мер недостаточно, исходя из самой стоимости авиабилетов.

Власти республики пробивают возможность федерального субсидирования внутрирегиональных авиаперевозок пассажиров от районных центров арктической зоны до узлового аэропорта города Якутска. В настоящее время имеется поручение председателя правительства РФ о рассмотрении этого вопроса.

Необходимо отметить, что шагом в улучшении наземной инфраструктуры аэропортов стало включение в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» мероприятий по строительству и реконструкции 15 аэропортов Якутии с общим объемом финансирования в 26,7 млрд. рублей, в том числе находящихся в арктической зоне на сумму 12,5 млрд. рублей: Тикси, Чокурдах, Черский, Среднеколымск, Депутатский, Зырянка, Саккырыр, Белая Гора.

В целях бесперебойного функционирования пассажирских авиаперевозок по социально значимым маршрутам и обеспечения авиационной безопасности в государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы» предусмотрены мероприятия по подготовке и содержанию авиаплощадок. В 2014 году бюджетные средства в размере 20 300 тыс. рублей на ремонт авиаплощадок распределены между 26 муниципальными образованиями в 8 районах республики. В 2015 году лимит бюджетных ассигнований на эти мероприятия составляет 20 581,1 тыс. рублей.

Особое внимание в республике также уделяется поддержке традиционных видов хозяйствования и развитию уникальной культуры коренных малочисленных народов Севера. В оленеводстве речь идет о восстановлении селекционно-племенной работы, ветеринарных мероприятий. Принимаются меры по созданию баз переработки и хранения продукции традиционных отраслей. Мероприятия, предусматривающие поддержку охотничьего промысла, восстановление клеточного звероводства. Для обеспечения устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса планируется восстановить научное сопровождение развития отрасли, а также создать сеть приемных и рыбообрабатывающих цехов, построить рыбоводные заводы на реках Лена, Яна, Индигирка и Колыма.

Республика Саха (Якутия) является пилотной территорией для реализации проекта «Человек в Арктике»

Сегодня в Якутии реализуется пилотный проект «Человек в Арктике»». Он был впервые представлен в 2013 году на XI Генеральной Ассамблее Северного форума в Республике Саха (Якутия). Главной целью проекта является выработка социальных индикаторов для мониторинга развития человека в Арктике, оценка качества жизни населения, повышение роли трудовой мотивации, развитие предпринимательской деятельности, а также сохранение традиционного уклада жизни народов Севера с учетом применения опыта зарубежных стран Арктики. Якутский проект получил поддержку и Международной организации по делам саамов, а также рабочей группы по Программе мониторинга и исследования Арктики в части сотрудничества. Основные результаты реализации проекта «Человек в Арктике» будут представлены на XII Генеральной ассамблее Северного Форума, которая пройдет в ноябре текущего года в г. Якутске.

Арктическое образование

Система образования арктических территорий работает на инновационное развитие, эффективную модернизацию экономики и социальной сферы Арктической зоны. Катализатором этих процессов во всей образовательной системе выступает высшее образование. В Якутии – «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова».

Новые университетские научно-образовательные комплексы современных технологий – поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; нефтехимии, углехимии; новых строительных материалов и технологий, способствуют выпуску квалифицированных специалистов в разных областях.

В Якутии активно развивается ИТ-отрасли. Так, в Арктическом инновационном центре Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова ведется работа в выявлении перспективных предпринимателей и научных гениев со студенческой скамьи и их правильном направлении к цели. Этим непосредственно занимается студенческий бизнес-инкубатор «Орех». Далее из этих студенческих стартапов формируются более серьезные малые инновационные предприятия с участием университета. После создания МИП начинается основная работа команды, то есть развитие предприятия. Для этого существует несколько структурных подразделений – центр маркетинга инноваций и управления проектами, а также центр интеллектуальной собственности и юридического сопровождения интеллектуальной собственности.

Приоритетными специальностями в рамках среднего профессионального образования в Якутии являются нефтегазовая геология, технология переработки углеводородного сырья, лесная и деревоперерабатывающая промышленность, дорожное строительство, эксплуатация автомобильного, железнодорожного и речного транспорта, туризм, камнеобработка.

Цель — сделать жизнь в Арктике более комфортной

Россия переходит к масштабному освоению Арктики, приобретающей статус одного из ключевых регионов. По прогнозам экспертов, уже через 50 лет Арктика может стать одним из основных источников энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты. И цена арктического вопроса намного выше, чем, миллиарды баррелей нефти или газа, о которых так много сегодня говорят. Важнейшая задача, стоящая перед всеми ветвями власти, – сделать жизнь в регионе более комфортной, сохранить социальную стабильность в обществе, обеспечить устойчивое развитие региональной экономики.

P.S: Сегодня люди не едут на север за «длинным рублем» или в патриотическом порыве. Чтобы быть интересной Арктическая Якутия должна постоянно меняться и адаптироваться. У нее нет прямых конкурентов, но она конкурирует с другими поселениями и городами России, но у них нет, того, что есть в Арктической Якутии – моря, полярного сияния, рыбы, романтики. У Арктической Якутии нет штабквартир, глобальных корпораций, но она уникальна. И за этой уникальностью потянутся молодежь, туристы и инвесторы. Эта уникальность сделает Арктическую Якутию центром всех процессов, которые происходят в арктическом регионе, арктического сотрудничества, арктического туризма, жизни в Арктике.

Фото из открытых источников.

Число просмотров: 11817
Источник новости: Туяра Мамаева