Главное > Национальный индекс тревожностей: фобии россиян в разных регионах

Национальный индекс тревожностей: фобии россиян в разных регионах

20/04 17:29
Национальный индекс тревожностей: фобии россиян в разных регионах

Опубликованы результаты «Национального индекса тревожностей» за I квартал 2021 года. Исследование выявляет и ранжирует фобии россиян на основе анализа СМИ и социальных медиа.

Опубликованы результаты «Национального индекса тревожностей»[*] за I квартал 2021 года. Исследование выявляет и ранжирует фобии россиян на основе анализа СМИ и социальных медиа. По суммарной оценке присутствия темы в СМИ и соцмедиа в I квартале на первые места вышли фобии: рост цен на продукты, действия полиции и судебных органов (в связи с акциями протеста), а также давление государства на соцсети.

Однако по значимости тем для граждан (показатель «Индекс приживаемости»[1]) на 1-е место вышла фобия, связанная с действиями полиции и судебных органов (прежде всего, в связи с акциями протеста). Индекс приживаемости данной фобии рекордно высокий – 7,67. В тройку лидеров по приживаемости также вошли фобия, связанная с «нашествием» волков на малые населенные пункты (5,89) и фобия революций и вызываемых ими потрясений (3,72).

ТОП-10 фобий по присутствию в СМИ и соцмедиа:

1. Рост цен на продукты

2. Действия полиции и судебных органов (прежде всего, в связи с акциями протеста)

3. Давление государства на соцсети

4. Обострение российско-американских отношений

5. Фобия революций и вызываемых ими потрясений

6. Новые штаммы коронавируса

7. Введение ковид-паспортов и обязательная вакцинация

8. Обострение вооруженного конфликта на Донбассе

9. «Нашествие» волков в малых населенных пунктах

10. Паводок

«Мы видим, что граждане делают фокус на новости и события окружающей их действительности. Если это цены, то они руководствуются прошлым опытом, настороженно относятся к попыткам ручной фиксации цен на какие-то товары, полагая что в долгосрочной перспективе это несет риск снижения предложения продуктов в торговле (поставщикам не будет выгодно держать цену любой ценой). В привычной среде социальных сетей – это реакция на действия по замедлению твиттера, которая на самом деле скрывает под собой страх, что государство слишком глубоко заходит на территорию личного общения и выражения мнения. Интересно, что при этом граждане не против «наведения порядка» в интернете и разумного контроля, а тревожность порождают результаты не всегда тонкой работы по блокировкам», – отмечает директор по медиапроектам КРОС и автор исследования Петр Кирьян.

«События января-февраля способствовали серьезному росту тревожности граждан. Главным триггером стали акции протеста в поддержку Навального. Если одни люди испугались, что они приведут к общественным потрясениям и дестабилизации, то другие оказались встревожены действиями правоохранителей, которые они расценили как слишком жесткие. Политика вообще заняла довольно большое место в индексе в первом квартале – тут и тревога по поводу того, что будет с соцсетями, и опасения последствий обострения российско-американских отношений, а также новой эскалации напряженности на Донбассе. Интересно, что на этом фоне на второй, если даже не на третий план отошли тревоги по поводу коронавируса – в отличие от других стран для России совсем не актуальна повестка, связанная с его новыми штаммами, а страхи по поводу вакцинации явно пошли на спад. Новый неожиданный и при этом прижившийся страх – это набеги волков на малые населенные пункты и их нападения не только на домашних животных, но и на людей. Эта тема пришла из регионов, и федеральные СМИ были вынуждены обратить на нее внимание», – комментирует директор по аналитике КРОС и автор исследования Андрей Лебедев.

Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа и Красноярский край наряду с Москвой и Санкт-Петербургом входят в топ-5 регионов, жители которых больше всего тревожатся по поводу роста цен на продукты. В первом квартале 2021 года высокие темпы роста цен на продовольствие оставались в фокусе внимания СМИ и пользователей соцсетей.

Несмотря на меры, предпринятые правительством по сдерживанию цен на социально-значимые продукты питания, распространилось мнение, что продовольственная инфляция в стране заметно опережает общую инфляцию. При этом люди опасаются, что искусственное сдерживание цен может привести к дефициту продуктов и – в дальнейшем – к еще большему росту цен. Анализ сообщений в соцсетях выявил серьезные опасения граждан по поводу действий полиции и судебных органов среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Новгородской области.

Часть сообщений СМИ и блогосферы не была связана с событиями вокруг Навального, а касалась других сюжетов, касающихся действий полиции и судебных органов в различных регионах РФ. В частности, один из самых резонансных сюжетов – публикация «Новой газеты» о пытках и внесудебных казнях в Чечне. Эти же регионы — среди лидеров по тревожности, связанной с давлением государства на соцсети. Ряд экспертов полагает, что Twitter может отказаться выполнять требования Роскомнадзора и уйти из России.

Причем, как считают некоторые пользователи соцмедиа, уход будет номинальным: по их мнению, Роскомнадзор технически не способен полностью блокировать доступ россиян к Twitter. В этой связи в соцмедиа широкое тиражирование получила шутка «Роскомнадзор дал пользователям Twitter месяц на то, чтобы найти и подключить нормальный VPN». Более того, некоторые наблюдатели считают, что действия Роскомнадзора в отношении Twitter являются лишь первым шагом, на очереди – другие зарубежные соцсети, такие как Youtube и Facebook, к которым могут быть применены аналогичные меры (ультиматумы, замедление, блокировка). Параллельно ряд политиков периодически выступали с репликами о том, что в России необходимо развивать собственные платформы, чтобы не зависеть от западных. Московская и Калужская области, Севастополь наряду с Москвой и Санкт-Петербургом лидируют по присутствию фобии, связанной с обострением российско-американских отношений.

Со вступлением Джозефа Байдена в должность президента США эксперты и обозреватели отмечают риски усиления санкционного давления со стороны США и ЕС на Россию, а также дальнейшего обострения российско-американских отношений. В частности, ожидается анонсированные Байденом еще во время предвыборной кампании санкции за якобы имевшие место вмешательство России в избирательные кампании США, хакерские атаки на американские ведомства и возможная причастность российских властей к отравлению Навального (которое в Вашингтоне трактуют как применение Россией химического оружия).

Среди наиболее обсуждаемых экспертами возможных санкций – расширение персональных санкций в отношении физических лиц (в т.ч. включение в них близких к Кремлю олигархов), усиление секторальных санкций, отключение России от системы SWIFT, санкции в отношении российского суверенного долга. Жителей Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Краснодарского края беспокоили новости о новых штаммах коронавируса. 19 декабря 2020 г. премьер-министр Великобритании Борис Джонсон объявил о новом штамме COVID-19, впервые обнаруженном еще в сентябре.

В ноябре в 25% новых случаев заражения в Лондоне выявляли новый штамм коронавируса, к середине декабря — почти в 70%. Быстрое распространение нового штамма вызвало введение жесткого локдауна в Лондоне и на юго-востоке Англии, отменило рождественские послабления для жителей Англии, Шотландии и Уэльса и заставило ряд стран, включая и Россию, ввести запрет на авиасообщение с Великобританией. Научный совет британских властей заявил, что новый штамм легче передается от человека к человеку, чем прежние, в том числе более заразен для детей и подростков, и по имеющимся данным, вдвое увеличивает риск смерти. Жители России опасаются принудительной вакцинации и введения т.н. «ковид-паспортов».

Согласно опросам, против введения ковид-паспортов выступают около 60% россиян. Инициативы по введению ковид-паспортов были высказаны главами некоторых регионов. Вместе с тем представители федеральных властей заявили, что в России не планируется вводить ковид-паспорта. В то же время т.н. ковид-паспорта собираются ввести в Евросоюзе. В связи с этим у россиян, планирующих зарубежные поездки после снятия ограничений, связанных с пандемией, возникают опасения, что к людям, не имеющим ковид-паспоров, будет закрыт или затруднен въезд в страны ЕС.

Также пользователи соцмедиа широко обсуждают тему принудительной вакцинации от ковид. Несмотря на то, что формально вакцинация является делом добровольным, у россиян возникают опасения, что руководство тех или иных организаций так или иначе заставит своих подчиненных пройти вакцинацию (под угрозой увольнения, лишения премии, недопуска к работе и др.). Введение ковид-паспортов и обязательная вакцинация беспокоили жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Новгородской и Самарской областей. Фобия «нашествия» волков в малых городах волновала жителей Архангельской области, Пермского края, Республики Коми и Москвы. По Пятому каналу сообщили, что в Архангельске зафиксированы десятки случаев появления хищников вблизи домов. На людей они не нападали, зато их жертвами стали собаки. В районах, где отмечена наибольшая активность хищников, полиция перешла на усиленный режим работы, увеличив количество патрульных нарядов. Им разрешили применять табельное оружие, если возникнет угроза нападения. К людям зверей гонит голод.

Численность волков в этом сезоне по сравнению с прошлым увеличилась на 20%. Комсомольская правда также писала, что жители Коркеросского района Республики Коми страдают от настоящего нашествия волков. Дикие звери свободно гуляют по улицам, не боятся людей и бесстрашно бросаются под колеса проезжающих машин. Аргументы и факты опубликовали информацию о том, что на севере Красноярского края волки осаждают населенные пункты. В поселке Волочанка, а также на окраинах Норильска волки ходят целыми стаями. Паводок в основном обсуждали жители Москвы и Московской области, Алтайского и Красноярского краев.

По данным Строительной газеты в потенциально паводкоопасных зонах России находится около 5 тыс. населенных пунктов, свыше 2,5 тыс. участков автомобильных, 49 участков железных дорог и около 1250 мостов. Такие данные были приведены на селекторном совещании по обеспечению готовности к сезону половодья и паводков с участием зампредов правительства РФ Виктории Абрамченко и Юрия Борисова. По прогнозам Росгидромета, подтопления низменных частей населенных пунктов и объектов инфраструктуры возможны в Московской, Ленинградской, Новгородской, Вологодской, Архангельской, Калужской, Рязанской, Костромской, Тверской, Нижегородской, Кировской, Самарской, Ульяновской, Курганской, Свердловской, Челябинской, Омской, Кемеровской, Новосибирской, Томской, Иркутской, Сахалинской областях, Ненецком и Чукотском АО, в Мордовии, Татарстане, Башкортостане, Хакасии, Якутии, Республике Тыва, Пермском, Алтайском, Красноярском, Приморском, Камчатском краях.

Подробнее ознакомиться с методологией исследования и результатами за I квартал 2021 года можно по ссылке: https://www.cros.ru/ru/kb/research/

Справка о компании — авторе исследования Компания КРОС основана в 1995 году и входит в число крупнейших коммуникационных агентств мира (по версии ведущих отраслевых изданий PRWeek и The Holmes Report). В 2019 году КРОС признан Агентством года в России и странах СНГ (The Holmes Report's Agency of the Year 2019).

[1] «Индекс приживаемости» – значимый показатель актуальности проблемы и глубины дискуссии по ней. [*] «Национальный индекс тревожностей» показывает доминирующие в обществе тревоги и фобии, формируемые СМИ и жизненным опытом россиян. Исследование проводится на основе анализа СМИ и социальных медиа. Методика учитывает степень важности темы и длительность информационной волны при анализе СМИ, а также значимость темы для людей при анализе сообщений в соцсетях. Замер проводится ежеквартально. Индекс позволяет изучить «серую зону» фобий граждан: регулярные социологические опросы не настроены на выявление персональных тревог, а пресса не может формировать информповестку, опираясь на частную жизнь граждан. Для проведения исследования за I квартал 2021 года были проанализированы более 155 тыс. сообщений в СМИ, более 1,1 млн постов в социальных медиа («Одноклассники», «ВКонтакте», Twitter, YouTube, Facebook, LiveJournal, Instagram, TikTok и др.).

Медиаюнг (MJng) — единица измерения воспроизводства тревоги и ее проникновения в СМИ и социальных сетях. Считается как производная упоминаемости темы в СМИ/соцсетях от отношения потенциальной суммарной аудитории темы и реально измеряемой аудитории темы в СМИ/соцсетях.

Число просмотров: 12153