Обзор законодательства > Дальневосточная транспортная прокуратура разъясняет о действиях авиапассажира при утрате или порче багажа

Дальневосточная транспортная прокуратура разъясняет о действиях авиапассажира при утрате или порче багажа

19.06.23 15:13
Дальневосточная транспортная прокуратура разъясняет о действиях авиапассажира при утрате или порче багажа

Зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует пассажир. Ответственность за утрату или порчу багажа возложена на авиаперевозчика (п. 1 ст. 118 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В случае утраты или порчи багажа пассажиру следует обратиться к представителю перевозчика или лицу, им уполномоченному, совместно с ним составить акт о повреждении или утрате багажа, в последующем оформить письменную претензию о возмещении вреда, причиненного действиями перевозчика.

Если утерянный багаж подлежал таможенному оформлению, об этом следует сообщить представителю перевозчика или указать в претензии. Претензия предъявляется авиаперевозчику письменно, в случае утраты багажа при внутренних воздушных перевозках — в течение 6 месяцев с момента исчисления 10 дней по окончании срока доставки, при порче — со дня, следующего за днем выдачи багажа (пп. 1, 2 п. 1 ст. 126 ВК РФ), при международных перевозках в случае утраты багажа — по истечении 21 дня с даты планового прибытия багажа, в случае порчи — не позднее 7 дней со дня его получения. Предъявленную за пределами установленного законом срока претензию перевозчик вправе принять к рассмотрению если причина пропуска срока, по его мнению, уважительна.

Перевозчик обязан рассмотреть поступившую претензию в течение 30 дней с момента ее поступления и уведомить ее предъявителя в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, об удовлетворении или отклонении изложенных в ней требований. Размеры компенсации при утрате или порче багажа определены статьей 119 Воздушного кодекса Российской Федерации. Так, в случае утраты или порчи багажа с объявленной ценностью при внутренних воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в размере объявленной ценности багажа, при ее отсутствии — в размере стоимости багажа, но не более шестисот рублей за килограмм веса.

При международных воздушных перевозках ответственность за утрату или порчу багажа без объявленной ценности определена Монреальской конвенцией и составляет всего 1 288 специальных прав заимствования (международные платежные средства), с объявленной ценностью – сумму объявленной ценности. Такое же возмещение получит пассажир, сдавший в багаж ценную вещь и при регистрации не объявивший его ценность (п. 126 авиационных правил, утвержденных Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

К примеру, за утраченный при внутренней воздушной перевозке баян стоимостью 473052,6 рублей и весом 14 кг, не объявивший его ценность пассажир получит компенсацию в размере всего 8400 рублей. В связи с этим при перевозке дорогостоящих вещей пассажиру рекомендуется пользоваться услугой по объявлению ценности своего багажа. Размер неустойки, а также компенсация морального вреда взыскивается и рассчитывается в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». В случае, если перевозчик не рассмотрел претензию в установленный законом срок или отказал в удовлетворении претензии, пассажир (грузоотправитель) вправе обратиться в суд.

При этом следует учесть, что неуказание им в претензии размера неустойки не свидетельствует о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

Помощник Дальневосточной транспортной прокуратуры по организационным вопросам и контролю исполнения

Анна Геюшова

Число просмотров: 7225